33. Исследования в pr. Прикладные социологические и социально- психологические исследования в pr.
ИССЛЕДОВАНИЯ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Существуют различные методы исследований, помогающие глубоко и всесторонне рассмотреть ПР-объект накануне ПР-воздействия и в дальнейшем оценить эффективность принимаемых мер.
Исследования – способ выявить чужое мнение, контролируемый, целенаправленный и систематический сбор информации для упрощения понимания конкретной проблемы.
Исследования делятся на количественные и качественные.
Количественные – позволяют использовать математический анализ, их результаты подлежат измерения.
Качественные – исследования, пользующиеся описательными и информационными методами.
Перед проведением исследования необходимо сделать выборку.
Выборка – совокупность опрашиваемых людей, составленная таким образом, что каждая из образующих её основных социальных групп представлена пропорционально в структуре общества целом, это значит, что все возрастные группы, люди разного социального статуса, образования и пола должны иметь в выборке своих представителей.
Типы и виды выборки
Типы – по принципу подхода к выбору единиц для выборочной совокупности:
Стихийный отбор (по принципу добровольности и доступности) – используется в почтовых опросах, в прессе. Минус – нельзя определить качественный параметр.
Вероятностный (случайный) – обеспечивает возможность каждому представителю совокупности попасть в выборочную. Используются таблицы случайных чисел, лотерейный и механический подходы.
Вводный – выборка с предварительно заданными значениями, строится по слоям населения, возрастному, половому, социологическому статусу.
Виды:
Одноступенчатая – простой отбор от основной линии исследования
Серийная – в качестве единицы отбора выступают серии (классы, бригады).
Многоступенчатая – отбор идет поэтапно.
Одна из ключевых проблем исследования – определение того, сколько человек должно быть опрошено, чтобы получить репрезентативную информацию.
Выборка может быть гомогенной и гетерогенной.
На объем выборки влияет необходимость получения точной информации (в социологических исследованиях допустимая погрешность – 3-5%)
Основные 3 типа ПР-исследований:
Социологический – задача – в выяснении установок и мнений людей по поводу определенных субъектов.
Коммуникационный аудит – задача – в осмыслении проблем, возникающих при коммуникации между руководством организации и целевыми группами общественности. Руководители не всегда адекватно оценивают методы работы с группами общественности, и задача коммуникационного аудита состоит в прояснении ситуации. Проводится ПР-специалистами.
Неформальные – относят накопление фактов, анализ различных информационных материалов и другое, т.е. эти методы не требуют вмешательства в объект исследования.
Методы исследований:
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА
Бизнес-разведка, в отличие от Маркетинговых Исследований, представляет собой получение и анализ информации относительно возможностей, угроз, слабых и сильных сторон конкретного конкурента; предложения по использованию слабых сторон конкурентов; обеспечение эффективного противодействия возможных активных мероприятий конкурентов.
Бизнес-разведывательная деятельность условно подразделяется на:
Добывание материалов при помощи легальных методов для последующего анализа
Проведение анализа полученных материалов и, при необходимости, составление рекомендаций для принятия последующих решений
Оперативную и регулярную доставку аналитических материалов Заказчику
Сопровождение последующих действий Заказчика для увеличения отдачи от проведенных мероприятий
Контрразведывательную деятельность
Анализ полученной разведывательной информации включает в себя:
Осуществление систематизации имеющейся информации и ее источников
Приведение имеющихся данных к общему формату для облегчения последующей обработки
Классификация источников и данных по принципу достоверности
Создание гипотезы и проверка ее адекватности
Проведение моделирования различных текущих и возможных ситуаций на основе имеющейся гипотезы
Оценка проведенного моделирования и генерация выводов
При осуществлении бизнес-разведывательной деятельности специалисты проводят следующие оперативные мероприятия:
Разведывательный опрос
Наведение справок
Сбор образцов для сравнительного исследования
Проверочная закупка
Исследование предметов и документов
Наблюдение
Отождествление личности
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Оперативное внедрение
Контролируемая поставка
Оперативный эксперимент
Источники:
Оперативные источники
Различные государственные и негосударственные организации
Статистические данные
СМИ (газеты, журналы, радио, TV)
Интернет
Выставки
Различные специализированные Базы Данных
Опросы целевых групп
Экономическое обоснование:
Проведение активных бизнес-разведывательных мероприятий обусловлено усилением конкурентной борьбы, осознанием предпринимателями важности маркетинговой составляющей бизнеса, необходимостью поиска новых рыночных ниш, необходимостью разработки эффективных инструментов для борьбы с конкурентами.
При реализации разведывательных мероприятий зачастую речь идет о самой возможности (или, в лучшем случае, качестве) существования фирмы, т.к. в большинстве случаев к бизнес-разведке прибегают при возникновении критической для бизнеса ситуации.
Эффективно реализованные мероприятия позволяют расширить (или спасти от банкротства) существующий бизнес.
Аналитические данные, полученные в ходе мероприятий, позволяют должным образом корректировать стратегию развития фирмы.
При правильной реализации рекомендаций отдача от проведенных мероприятий превышает затраты в сотни раз.
КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кабинетное исследование - обработка уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация - данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемой в настоящий момент проблемы.
Достоинства: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора материала; наличие нескольких источников информации; достоверность информации от независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы.
Недостатки: не всегда подходит для целей проводимого исследования в силу общего характера; информация может быть устаревшей; методология, по которой собраны данные, может не соответствовать целям настоящего исследования.
Для получения первичной информации чаще всего используются СМИ, в том числе специализированные, интернет-ресурсы, отраслевые справочники, данные Госкомстата (в том числе по последней переписи населения), результаты маркетинговых и социологических исследований проведенных ранее (открытые и опубликованные), внутренняя документация компании и пр.
Результаты кабинетных исследований позволяют провести:
Анализ потенциала предприятия, анализ конкурентов
Ситуативный анализ поведения рынка
Оценить емкость рынка, объем целевой аудитории
Определить направления дальнейших исследований, то есть методики, объемы и т.д.
ХОЛЛ-ТЕСТЫ
Холл-тест является специальным методом, применяемым при проведении качественных маркетинговых исследований. Он основан на анкетировании респондентов по поводу уточнения их восприятия товара, услуги, названия, торговой марки, упаковки и пр.
Во время проведения холл-тестов респондентам сначала представляется объект тестирования, а затем предлагается заполнить специальную анкету, состоящую из стандартизованных вопросов или ответить устно на вопросы, задаваемые интервьюером.
Холл-тесты применяются в случае, когда необходимо с помощью существующих или потенциальных потребителей протестировать новый товар, его упаковку или название в ходе его разработки, сравнить различные варианты товара между собой или с конкурирующими товарами, протестировать рекламное обращение в ходе разработки рекламной кампании. Отличительной особенностью проведения холл-теста является непосредственный контакт респондента с тестируемым объектом (например, проба на вкус).
Разновидностью холл-теста является "тест вслепую". Основное отличие "теста вслепую" заключается в том, что респондентам не сообщается название продукта, который они тестируют. Это делается для того, чтобы исключить влияние торговой марки на результаты исследования, если это необходимо для решения задач тестирования. Объектом холл-теста могут выступать: отдельные характеристики товара (вкус, дизайн, материал и др.), упаковка, торговая марка (название и логотип), реклама и др.
Иногда холл-тесты используют совместно с проведением фокус-групп для уточнения данных, полученных по результатам их проведения.
Холл-тесты могут применяться для решения следующих задач:
определение наиболее значимых для потребителя свойств товара при его позиционировании на рынке
определение направлений совершенствования товара
тестирование вариантов отдельных свойств товара (например, рецептов напитка)
тестирование вариантов названий и изображений торговой марки
тестирование вариантов упаковки товаров
выбор наиболее эффективных с точки зрения воздействия на потребителя рекламных сообщений (слоганы, рекламные изображения, аудио- и видеоролики и др.)
сравнение товара с товарами-конкурентами, товарами-заменителями
Качественные социологические исследования:
- Связи с общественностью (Public Relatons)
- 1. Паблик рилейшнз — основные цели и задачи, история становления pr- профессии. Экономические, политические и социальные причины возникновения pr.
- 2. Основные этапы развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса.
- 4. Основные подходы к определению pr. Сущность и содержание pr. Pr и другие научные дисциплины.
- 12.Теория коммуникации как основа паблик рилейшнз.
- 13. Типы, формы и модели коммуникации.
- 14.Массовые коммуникации и средства массовой информации. Сми как медиаполитическая система.
- 15. Организация взаимодействия со сми (пресса, радио, тв, Интернет).
- 16. Типы текстов в pr. Специфика подготовки pr-текстов.
- 17. Тексты для печати: пресс-релиз, бэкграундер, периодические издания компаний, брошюры и справочники, ежегодные отчеты.
- Материалы для прессы
- 18. Устный pr-текст. Методика написания речей, выступления на радио и тв.
- 34.Специальные события в pr: подготовка и проведение презентаций, пресс-конференций, дней открытых дверей.
- Конференции (научно-практические)
- Фестивали
- 35.Организация специальных pr-событий: приемы, выставки и ярмарки. Эффективность выставочной деятельности.
- 33. Исследования в pr. Прикладные социологические и социально- психологические исследования в pr.
- Интервью
- 23 .Понятие о пресс-клиппинге, медиа-мониторинге. Метод контент-анализа как инструмент оценки
- 24. Планирование и программирование pr-кампаний.
- 25. Формирование бюджета pr-кампаний.
- 26.Основные методы оценки эффективности pr-кампаний.
- 27.Оценка эффективности pr-кампаний с помощью еаv.
- 28. Измерение эффективности pr: методика г.Тульчинского.
- 29.Оценка эффективности pr и внутрикорпоративных коммуникаций: подход компании Sinicas Communications Inc.
- 31 .Формирование корпоративной культуры и pr.
- 42. Pr управление кризисом и возможностями.
- 40. Pr и отношения с государством.
- 39.Финансовые паблик рилейшнз. Пр-поддержка отношений с инвесторами.
- 36. Pr в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- 3. Российская ассоциация по связям с общественностью (расо)
- 19. Слухи, их особенности и факторы распространения.
- 20.Интернет как инструмент pr. Связи с общественностью в компьютерных сетях.
- 38.Роль pr в продвижение товаров и услуг.
- Pr в коммуникационной стратегии
- Определение «коммуникационная стратегия»
- Ресурсы коммуникационной стратегии
- 5. Основные профессиональные термины и понятия: общественность, общественное мнение, целевая аудитория, лидеры общественного мнения.
- 6. Основные профессиональные термины и понятия: бренд, имидж, интегрированные маркетинговые коммуникации, стереотип.
- 7. Основные профессиональные термины и понятия: лоббизм, паблисити, спичрайтинг, репутация.
- 8. Основные профессиональные термины и понятия: сми, брифинг, спонсоринг, фандрейзинг.
- 3. Pr в России: становление и развитие. Роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Российский рынок pr услуг.
- 10. Правовые основы регулирования деятельности в pr. Законы и нормативные акты. Российские законы о сми, о рекламе, защите авторских прав, прав потребителя.
- 43. Место и роль pr в мультикультурной среде.
- 37.Использование pr в отношениях с потребителем.
- 41. Социальные пр-кампании. Благотворительность, патронаж. Спонсоринг и фандрейзинг.
- 9. Функции специалиста по связям с общественностью. Профессиональные требования к специалисту.
- 32. Управление pr-деятельностью. Комплексное управление деятельности pr: технологии формирования паблисити и имиджа.
- 30.Корпоративные pr. Корпоративная социальная ответственность: суть подхода и его актуальность.
- 21. Управление информацией и сми. Приемы конструирования новостной информации.