3.4 Установочная площадь
Установочная площадь -- это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пианино, холодильников, стиральных машин и т.д.), размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
Ку = Sy / Sт.з ,
где Ку - коэффициент установочной площади;
Sy - установочная площадь магазина, м2;
Sт.з - площадь торгового зала, м2.
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Кэксп = Sэксп / Sт.з,
где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;
Sэксп - экспозиционная площадь магазина, м2;
Sт.з - площадь торгового зала, м2.
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
- Введение
- 1. Основы проектирования магазина
- 2. Устройство и основы технологических проектировок магазинов
- 2.1 Технологический проект
- - планировочные решения помещений;
- 2.2 Планировочные решения помещений
- 3. Проектирование торгового зала магазина
- 3.1 Основы планировки торгового зала
- 3.2 Зонирование
- 3.3 Четыре "У" Крейга Филлипсона
- Четыре "У" Крейга Филлипсона
- 3.4 Установочная площадь
- 3.5 Планирование отдельных участков магазина
- 4. Оснащение магазина
- 5. Устройство магазинов "METRO"
- 5.1 METRO Cash&Carr
- 2.1. Организация строительного проектирования предприятий торговли
- 5 Общие требования к услугам торговли
- 6. Общие требования к предприятиям торговли
- 15.1 Проектирование предприятий торговли
- 45. Общие требования к проектированию предприятий торговли. Основные направления взаимосвязи технологических и проектных решений для рентабельного функционирования предприятий торговли.
- 47. Этапы и стадии проектирования предприятий торговли.
- Проектирование предприятий торговли
- 3 Основы технологического проектирования предприятий торговли
- Тема 9. Основы технологического проектирования предприятий торговли.
- 2.2. Общие требования к услугам торговли