logo
Ответы 60 маркетинг

40 Сетевой маркетинг. Его особенности в рф

Сетевой маркетинг, также называемый многоуровневым маркетингом (MLM - Multi Level Marketing) - это способ розничной торговли, использующий метод прямых продаж. Для сетевого маркетинга характерно отсутствие звеньев цепи розничной торговли, стоящих между производителем товара и его конечным реализатором. Суть сетевого маркетинга - продвинуть товар, организовать товарооборот методом личных рекомендаций клиентов компании.  ^ Сетевой маркетинг (млм, mlm) - это партнерство. С одной стороны выступает компания организатор (иногда это производитель, но как правило посредник), с другой стороны выступает частное лицо. Компания берет на себя производство (заказ) продукции, бухгалтерию, начисление вознагарждений, и ряд других функций. Частное лицо (независимый дистрибьютер), обеспечивает сбыт. В принципе эта же схема реализована во многих "классических компаниях". Разница состоит в форме и размере вознаграждений за организацию сбыта. Cетевая компания-производитель товара, как правило, не нуждается в рекламе своей продукции. Продавец, являющийся консультантом, сам представляет товар покупателю, указывает на его особенности и проводит демонстрацию его преимуществ. Каждый консультант, работающий в сетевом маркетинге может и заинтересован вводить в этот бизнес новых консультантов. Таким образом образуется постоянно растущая сеть распространителей. Компания-производитель товара поощряет рост сети, предоставляя прогрессирующие скидки за повышение объема продаж. Главное, что необходимо знать о сетевом маркетинге – это то, что он является одним из методов розничной торговли. Именно это отличает его от «пирамид», организаторы которых получают доход за счет взносов новых участников. Любые финансовые пирамиды являются незаконными и запрещены в большинстве стран. В сетевом маркетинге, компания-производитель и участники сети получают доход только от продажи продукции. Причем, каждый участник сети получает доход не только от собственной реализации товаров, но и от всех продаж людей, которых он привел в бизнес и людей, которых приведут его люди. Поэтому этот вид торговли и называется многоуровневым.  В России первая компания сетевого маркетинга появилась в 1989 году. Называлась она «Гербалайф» и занималась продажей пищевых добавок и чая для похудения. Продукция компании быстро начала распространяться по всей стране. Но вместе с ней начал распространяться и негативный имидж сетевого маркетинга.  Люди начинали заниматься делом, в сути которого мало разбирались. Книг по философии или стратегии сетевого бизнеса практически не было. Все нюансы работы приходилось узнавать на практике. Многие в такой ситуации потерпели поражение и навсегда разочаровались в многоуровневом маркетинге.  Имидж сетевого бизнеса существенно испортили финансовые пирамиды, которые в тот период процветали в России. Принцип их действия очень напоминал многоуровневый маркетинг, но суть была совсем другой. О различиях сетевого бизнеса и финансовых пирамид мы расскажем позже.  Итак, сетевой маркетинг пришел в Россию. Старт его был не совсем удачным, но со временем он начал прочно завоевывать рынок. На это были объективные причины. Те, кто не сдался и не ушел в самом начале, стали зарабатывать реальные деньги. Появилась литература, учебные центры, которые рассказывали о том, как правильно вести бизнес. Успех одних стал стимулом для работы других.  Второй крупной компанией, которая появилась на российском рынке, стала “Save-Invest”. Она занималась продажей швейцарских страховых полисов.  Затем стали распространяться известные мировые фирмы, торгующие косметикой, посудой: AVON, Oriflame, MaryKay, Zepter. Была зарегистрирована знаменитая американская компания Amway.  Экономический принцип, который годами проверялся на западе, стал срабатывать и у нас. Появились первые отечественные компании, работающие в сфере сетевого маркетинга.  Большой прорыв случился в 1998 году, во время дефолта. Многие люди, потерявшие работу, начали всерьез заниматься распространением продукции известных фирм. Немало из них преуспело. В 1999 году только в Москве около миллиона человек работало дистрибьюторами в сетевых компаниях. А по всей России таких сотрудников насчитывалось около трех миллионов.  Сегодня сетевые компании предлагают много товаров и услуг. Они занимаются продажей витаминов, пищевых добавок, посуды, косметики, страховых полисов, услуг интернета и другой полезной продукции.  Начала появляться в России также солидная научно-информационная база. С 1997 года выходит журнал о сетевом маркетинге “MLM-перспектива”. Недавно увидела мир газета «Хорошие новости», которая рассказывает об успехах сетевых компаний. На русский язык переведены книги знаменитых американских сетевых бизнесменов — Джона Каленча, Джона Фогга, Джима Рона, Тома Шрайдера. Некоторые удачливые лидеры российских компаний начали издавать книги о собственном успехе.  Тренинговые компании организовывают учебные центры, выездные семинары и конференции. Экономические факультеты университетов, по образцу западных ВУЗов, стали преподавать основы сетевого маркетинга своим студентам.  Многоуровневый маркетинг перерос в России с полулегального бизнеса в достаточно прибыльное дело. Были изданы законы, регламентирующие его деятельность. Практически исчезли с рынка компании-однодневки, которые только обманывали своих дистрибьюторов. Прекратили существование финансовые пирамиды.