26.Модель покупательского поведения
В прошлом деятели рынка учились понимать своих потребителей в процессе повседневного торгового общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственных контактов со своими клиентами. Управляющим приходится все чаще прибегать к исследованию потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает, как именно покупает, когда именно покупает, где именно покупает и почему именно покупает.
Основной вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить? Фирма, по-настоящему разобравшаяся в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы и т.п., будет иметь огромное преимущество перед конкурентами. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является простая модель, представленная на рис. 30. На нем показано, что побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.
“Черный ящик” сознания покупателя Ответные реакции покупателя
Рис. 30. Простая модель покупательского поведения
На рис. 31 эта же модель представлена в более развернутом виде. В левом прямоугольнике ¾ побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре момента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГА | ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ | “ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ |
| ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ | ||
Товар Цена Методы распространения Стимулирование сбыта
| Экономические Научно-технические Политические Культурные | Характеристики покупателя | Процесс принятия решения покупателем | Выбор товара Выбор марки Выбор дилера Выбор времени покупки Выбор объекта покупки |
Рис. 31. Развернутая модель покупательского поведения
Задача деятеля рынка ¾ понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая ¾ характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть ¾ процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат. В этой главе мы рассмотрим обе эти части, чтобы разобраться в покупательском поведении.
- 1. Маркетинг как новый подход к экономике. Философия и технология бизнеса. Принципы и функции маркетинга.
- 2. Концепция совершенствования производства
- 3. Концепция совершенствования товара
- 4. Концепция совершенствования сбытовой деятельности/Концепция интенсификации коммерческих усилий
- 5. Концепция собственного маркетинга.
- 6.Концепция социально-этичного маркетинга
- 7. Аналитические функции маркетинга
- 8.Товарно - производственная функция маркетинга ( созидательная)
- 9.Сбытовые функции маркетинга
- 10. Функция управления и контроля.
- 11. Основные факторы макросреды
- 12. Основные факторы микросреды
- 13. Типы маркетинга
- 14. Товар как рыночная категория в маркетинговой деятельности. Три измерения товара.
- 16. Сущность и критерии определения новых товаров
- 17. Рыночная атрибутика товаров. Товарный знак и конкурентоспособность продукции
- 18. Позиционирование товара на рынке
- Концепции позиционирования
- Позиционирование товара
- 19 Позиционирование предприятий и товаров фирм по бкг и ge
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица General Electric/McKinsey Историческая справка о создании матрицы General Electric/McKinsey
- Определение понятия
- Три области матрицы General Electric/McKinsey
- Девять видов бизнеса по матрице General Electric/McKinsey
- Преимущества и недостатка матрицы General Electric/McKinsey
- 20. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- 21. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.
- 22 Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации
- 3.2. Система внутренней отчетности
- 3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
- 23 Ситуативный анализ возможностей предприятия swot- анализ
- 24.Сегментация рынка. Критерии сегментации рынка. Выбор целевого сегмента рынка
- 25. Отбор целевых сегментов рынка
- 26.Модель покупательского поведения
- Характеристики покупателя
- Экономическое
- 27. Особенности принятия решений о покупке товаров индивидуального пользования и товаров производственного назначения.
- 4. Референтные группы
- 7. Психологические факторы:
- Покупатели от имени организации
- 28 Цели ценовой политики и ее роль в системе маркетинга. Роль цены в различных сегментах рынка
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 29 Ценовая эластичность
- Коэффициент эластичности
- Качественная характеристика эластичности
- Основные показатели эластичности Эластичность спроса
- Эластичность предложения
- 30. Ценовая реклама
- 1. Товарная реклама
- 2. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий
- 4. Престижная реклама
- 31 Конкуренция и степень контроля государства
- 32 Товародвижение в системе маркетинга, цели, задачи, функции
- 33 Оптовая торговля как канал товародвижения
- 34 Розничная торговля как канал товародвижения
- 35 Система фосстис
- 36 Планирование в системе товародвижения и сбыта. Управление товародвижением и сбытом
- 37 Метод фокус – группы. Сущность и содержание.
- 38 Консигнация в системе сбыта продукции
- 39 Франчайзинг как форма взаимодействия с отечественными и зарубежными фирмами.
- 40 Сетевой маркетинг. Его особенности в рф
- 41 Реклама в системе продвижения товаров. Рекламная деятельность фирмы
- 42 Виды рекламы
- Реклама и стадии жизненного цикла товара
- 43. Особенности рекламы тип и тпн.
- 44 Особенности проведения рекламной компании методом директ - мейл
- 46 Престижная реклама
- 47 Atl и вtl реклама. Виды продакт плейсмента
- Что такое atl и что такое btl реклама?
- Зачем нужно разделение на прямую и непрямую рекламу?
- Что такое btl коммуникации?
- С помощью непрямой рекламы, компании могут решить несколько задач
- Преимущества btl-инструментов по сравнению с прямой рекламой
- 48. Разработка рекламного бюджета. Показатели эффективности рекламной деятельности предприятия
- 49. Рыночные стратегии маркетинга. Массовый, концентрированный, дифференцированный маркетинг.
- 50. Организация деятельности службы маркетинга на предприятии.
- 51 Содержание и разработка комплекса маркетинга. Планирование маркетинга.
- Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
- Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
- Неэффективность планирования в целом, отмечаемая у отдельных зарубежных фирм, порождается такими причинами, как:
- Структура плана маркетинга и последовательность его разработки Иностранные специалисты так формулируют конечные цели планирования:
- В план маркетинга обычно включаются:
- Планирование маркетинговой деятельности
- 52. Система маркетингового контроля. Контроллинг.
- Вводный пример
- 53. Интерактивный маркетинг и электронная торговля.
- 54. Использование информационных технологий в системе маркетинга. Web- технологии в маркетинге.
- 56 Стратегии роста фирма. Виды стратегий роста.
- 58. Международный маркетинг. Способы выхода на зарубежные рынки. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
- Глава 2. Выход на зарубежные рынки
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 60. Экологические аспекты деятельности маркетинговой деятельности.