37 Метод фокус – группы. Сущность и содержание.
Фокусирование относительно новый метод в маркетинговых исследованиях. Первые фокус-группы были проведены еще во время Второй мировой войны, когда исследовалась эффективность работы радио, фильмов и пропаганды для армии. Широкое распространение этот метод получил лишь в 80-х годах XX столетия.
Фокус-группа – это объединенная по некоторым критериям малая группа, внимание и интеллектуальные усилия которой временно сконцентрированы исследователем на определенной теме.
Этот метод имеет свои особые, специфические цели, которые сводятся к:
1) разработке и генерации идей (например, относительно дизайна, упаковки, разработки новых продуктов);
2) изучению и анализу разговорного словаря потребителей, что может быть важным для составления вопросников и т.д.;
3) исследованию мотивов, запросов потребителей, их отношения к изучаемому продукту, марке, методам его продвижения;
4) изучению эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды рекламы;
5) уяснению данных, полученных при количественных исследованиях.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек. Меньшая численность групп делает менее продуктивными результаты, и ведущему приходится прилагать больше усилий для увеличения ее активности. Если численность группы больше 12 чел., то она может распасться на подгруппы и может завязаться ненужная дискуссия.
Состав групп рекомендуется формировать исходя из принципов гомогенности (по возрасту, виду деятельности, семейному положению). Это создает больше раскованности для беседы и дискуссии.
Выбор участников группы, определяется целями проводимого исследования. При формировании и наборе участников группы используют как денежную, так и натуральную форму оплаты труда (в виде бесплатного предоставления товаров).
Успешность работы фокус-групп очень зависит от эффективности деятельности ведущего. Модератор (интервьюер) должен умело управлять поведением группы без грубого вмешательства, проявлять интерес к позициям и комментариям участников.
При завершении работы группы в процессе анализа ее результатов ведущий группы должен уметь:
· перевести высказывания участников дискуссии на язык категорий и понятий обсуждаемой темы;
· определить степень согласованности их мнений;
· определить, в какой мере характеристики участников фокус – группы являются типичными для потребителей изучаемого рынка;
До начала дискуссии в фокус-группе ведущий готовит детальный план ее работы. Как и любой метод исследования метод фокус-групп имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам, прежде всего, относится:
· возможность генерировать новые идеи, свободно и открыто излагать свою точку зрения;
· возможность изучать респондентов непосредственно;
· групповые фокус-интервью способствуют в сравнении с индивидуальным тому, что мысленная деятельность стимулируется другими участниками.
Субъективная интерпретация полученных данных и возможная нерепрезентативность являются недостатками данного метода.
Затраты на реализацию данного метода являются очень высокими: оплачивается не только ведущий (в США зарплата ведущего равна 1500 – 2000 долларов за одну сессию), но и опрашиваемые.
Применение современных информационных технологий расширяет диапазон использования фокус-групп, например, возможна организация взаимодействий двух групп, проводящих сессии в разных городах.
В завершении анализа данного качественного метода остановимся подробно на характеристиках и документах, необходимых для их проведения.
Характеристика фокус-группы обычно включает:
1) ее участников, цели, задачи, когда, где, кто задействован в подготовке (в т.ч. модератор);
2) критерии отбора (анкета отбора участников);
3) сценарий;
4) приглашение;
5) раздаточный материал;
6) необходимое оснащение и оборудование (список и кто обеспечивает);
7) структуру отчета;
8) план-график подготовки.
Документы, которые готовятся после проведения фокус-групп формируются в следующей последовательности:
1) паспорт фокус-группы;
2) список участников;
3) аудио - или видеозапись (стенограмма, транскрипт);
4) технический отчет (проблема рекрутирования, проведения, мотиваций);
5) аналитический отчет, обзор, справка или информация;
6) выводы и рекомендации.
При проведении опросов методом фокус-групп необходимо придерживаться ряда правил. Например, при изучении «острых» социальных проблем важно соблюдать принцип нейтральности и помнить, что профилактика ВИЧ – это проблема здоровья общества, а не моральная проблема больного.
Язык общения с респондентами должен быть четким, понятным и однозначно воспринимаемым.
Очень важным для успешного проведения фокус-групп является их подготовка и разработка предварительного сценария.
Этапы подготовки фокус-группы должны отражать следующие важные моменты:
· определение места и времени проведения фокус-групп;
· обеспечение необходимого технического оснащения;
· выбор критериев отбора (рекрутирования) участников;
· отбор (рекрутирование) и приглашение участников;
· подготовка сценария фокус-групп;
· подбор и подготовка ведущего (модератора);
· выбор методических приемов в зависимости от планируемого уровня обсуждения получаемой информации;
· подготовка материалов, необходимых для использования конкретных методик;
· обеспечение записи (аудио, видео) фокус-группы.
Разработка рабочего сценария фокус-группы требует составления перечня вопросов (вопросника) исходя из цели и задач исследования. После проверки этого перечня на полноту и достаточность на его основе разрабатывается рабочий сценарий проведения фокус-группы. Рабочий сценарий является рабочим документом для ведущего (модератора) и должен содержать все необходимые подсказки, указания, комментарии для него. Текст рабочего сценария должен быть максимально структурирован с использованием различных шрифтов, выделений, размеров букв. В нем также должны содержаться отметки о длительности различных блоков фокус-группы.
Процесс разработки сценария фокус-группы включает в себя:
1. Перечень вопросов:
· что узнать?
· что спросить?
· что обсудить?
2. Критерии оценки этого перечня:
· полнота, достаточность,
· необходимость,
· целесообразность,
· острота,
· готовность участников дать информацию.
3. Перечень вопросов для сценария (ограниченный).
4. Логическую структуру сценария.
5. Наполнение сценария:
· вспомогательные указания, уточняющие вопросы;
· вступительное слово;
· заключительным словом.
6. Обсуждение с коллегами, специалистами-экспертами.
7. Окончательный вариант сценария.
8. Пересмотр после первой фокус-группы. В случае необходимости пересмотр после каждой фокус-группы.
Структура сценария состоит из следующих фаз:
1-я фаза. Вступление (10…15 мин). Здесь модератор:
· представляет себя;
· устанавливает контакт;
· излагает условия и правила (добровольность, откровенность, запись, (анонимность, конфиденциальность).
Представляет каждого из участников (5 мин): по заданному образцу участники называют себя и сообщают краткую информацию о себе (по двум-трем позициям, определенным в сценарии, исходя из тематики дискуссии и характеристики участников).
Таким образом, 1-я фаза является фазой «приглашения к разговору». Ее цель – «растопить» лед недоверия и показать участникам, что их мнение интересно, важно, и они могут его свободно высказать.
2-я фаза. Обсуждение
На этой фазе проходит основной разговор по проблеме. Именно на этом этапе исследователь получает необходимую информацию от участников группового интервью.
3-я фаза. Фаза «Выхода»
Основная задача на этой фазе – «вывести» участников из разговора, «сняв» возможные негативные или эмоциональные впечатления. Здесь необходимо «оставить» положительное впечатление и задать ряд косвенных вопросов.
В заключении обычно говорят слова благодарности; выдаются вознаграждения, раздаточный материал и другая полезная информация.
- 1. Маркетинг как новый подход к экономике. Философия и технология бизнеса. Принципы и функции маркетинга.
- 2. Концепция совершенствования производства
- 3. Концепция совершенствования товара
- 4. Концепция совершенствования сбытовой деятельности/Концепция интенсификации коммерческих усилий
- 5. Концепция собственного маркетинга.
- 6.Концепция социально-этичного маркетинга
- 7. Аналитические функции маркетинга
- 8.Товарно - производственная функция маркетинга ( созидательная)
- 9.Сбытовые функции маркетинга
- 10. Функция управления и контроля.
- 11. Основные факторы макросреды
- 12. Основные факторы микросреды
- 13. Типы маркетинга
- 14. Товар как рыночная категория в маркетинговой деятельности. Три измерения товара.
- 16. Сущность и критерии определения новых товаров
- 17. Рыночная атрибутика товаров. Товарный знак и конкурентоспособность продукции
- 18. Позиционирование товара на рынке
- Концепции позиционирования
- Позиционирование товара
- 19 Позиционирование предприятий и товаров фирм по бкг и ge
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица General Electric/McKinsey Историческая справка о создании матрицы General Electric/McKinsey
- Определение понятия
- Три области матрицы General Electric/McKinsey
- Девять видов бизнеса по матрице General Electric/McKinsey
- Преимущества и недостатка матрицы General Electric/McKinsey
- 20. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- 21. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.
- 22 Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации
- 3.2. Система внутренней отчетности
- 3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
- 23 Ситуативный анализ возможностей предприятия swot- анализ
- 24.Сегментация рынка. Критерии сегментации рынка. Выбор целевого сегмента рынка
- 25. Отбор целевых сегментов рынка
- 26.Модель покупательского поведения
- Характеристики покупателя
- Экономическое
- 27. Особенности принятия решений о покупке товаров индивидуального пользования и товаров производственного назначения.
- 4. Референтные группы
- 7. Психологические факторы:
- Покупатели от имени организации
- 28 Цели ценовой политики и ее роль в системе маркетинга. Роль цены в различных сегментах рынка
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 29 Ценовая эластичность
- Коэффициент эластичности
- Качественная характеристика эластичности
- Основные показатели эластичности Эластичность спроса
- Эластичность предложения
- 30. Ценовая реклама
- 1. Товарная реклама
- 2. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий
- 4. Престижная реклама
- 31 Конкуренция и степень контроля государства
- 32 Товародвижение в системе маркетинга, цели, задачи, функции
- 33 Оптовая торговля как канал товародвижения
- 34 Розничная торговля как канал товародвижения
- 35 Система фосстис
- 36 Планирование в системе товародвижения и сбыта. Управление товародвижением и сбытом
- 37 Метод фокус – группы. Сущность и содержание.
- 38 Консигнация в системе сбыта продукции
- 39 Франчайзинг как форма взаимодействия с отечественными и зарубежными фирмами.
- 40 Сетевой маркетинг. Его особенности в рф
- 41 Реклама в системе продвижения товаров. Рекламная деятельность фирмы
- 42 Виды рекламы
- Реклама и стадии жизненного цикла товара
- 43. Особенности рекламы тип и тпн.
- 44 Особенности проведения рекламной компании методом директ - мейл
- 46 Престижная реклама
- 47 Atl и вtl реклама. Виды продакт плейсмента
- Что такое atl и что такое btl реклама?
- Зачем нужно разделение на прямую и непрямую рекламу?
- Что такое btl коммуникации?
- С помощью непрямой рекламы, компании могут решить несколько задач
- Преимущества btl-инструментов по сравнению с прямой рекламой
- 48. Разработка рекламного бюджета. Показатели эффективности рекламной деятельности предприятия
- 49. Рыночные стратегии маркетинга. Массовый, концентрированный, дифференцированный маркетинг.
- 50. Организация деятельности службы маркетинга на предприятии.
- 51 Содержание и разработка комплекса маркетинга. Планирование маркетинга.
- Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
- Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
- Неэффективность планирования в целом, отмечаемая у отдельных зарубежных фирм, порождается такими причинами, как:
- Структура плана маркетинга и последовательность его разработки Иностранные специалисты так формулируют конечные цели планирования:
- В план маркетинга обычно включаются:
- Планирование маркетинговой деятельности
- 52. Система маркетингового контроля. Контроллинг.
- Вводный пример
- 53. Интерактивный маркетинг и электронная торговля.
- 54. Использование информационных технологий в системе маркетинга. Web- технологии в маркетинге.
- 56 Стратегии роста фирма. Виды стратегий роста.
- 58. Международный маркетинг. Способы выхода на зарубежные рынки. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
- Глава 2. Выход на зарубежные рынки
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 60. Экологические аспекты деятельности маркетинговой деятельности.