logo
Ответы 60 маркетинг

21. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.

Стандартизация - процесс определения и применения единых правил с целью приведения в порядок деятельности в определенной отрасли (сфере).

Процесс стандартизации продукции состоит из таких структурных элементов:

1.Установление требований к качеству готовой продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.

2.Развитие унификации и агрегирования продукции как важного условия специализации и автоматизации производства.

3.Определение норм, требований и методов в области проектирования и изготовления качественной продукции.

4.Формирование единой системы показателей качества продукции, методов ее испытания и контроля; унификация измерений и обозначений.

5. Создание единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства.

В современных условиях действуют такие основные принципы стандартизации продукции:

1.Учет уровня развития науки и техники, экологических требований, целесообразности и эффективности производства для производителя, полезности и безопасности - для потребителей и государства в целом.

2.Гармонизация с международными, региональными, а в необходимых случаях - и национальными стандартами других стран.

3.Взаимосвязь и согласование нормативных документов всех уровней; пригодность последних для сертификации продукции.

4.Участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон - разработчиков, производителей, потребителей, органов государственной исполнительной власти.

5.Открытость информации относительно действующих стандартов и программ работ по стандартизации с учетом законодательства страны.

6.Немалую роль в повышении качества продукции играет его сертификация. Сертификация - процедура, с помощью которой третья сторона дает письменную гарантию того, что продукция, процесс или услуга отвечают заданным требованиям.

Сертификация бывает обязательной и добровольной. Продукция, которая подлежит обязательной сертификации, определяется Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Эффективность сертификации во всех развитых странах определяется тем, что она базируется прежде всего на испытаниях образцов продукции, которые проводятся в компетентных испытательных лабораториях (центрах).

Сертификация систем качества фирм ныне широко применяется в мире. Работы эти ведутся на разных уровнях - национальном, региональном, международном. Попасть в реестр фирм, имеющих сертифицируемую систему управления, качеством, престижно для каждого предприятия. Это для него лучшая реклама, так как сертификат подтверждает: качество продукции фирмы признано авторитетными независимыми организациями, которые предъявляют к продукции самые высокие требования.

Системы управления качеством оцениваются на соответствие принятым в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) документам, известным в деловом мире как стандарты серии 9000. Эти стандарты разрабатывались компетентными специалистами более чем 30 стран. Ими были использованы национальные стандарты наиболее промышленно развитых стран, а также опыт ведущих мировых фирм.

Стандарты ISO серии 9000 содержат описание трех эталонных моделей системы качества. Если, предположим, речь идет об изготовлении некоторых новых изделий, например, телевизоров или компьютеров с улучшенными свойствами, то система качества охватывает всю технологическую цепочку - от создания и до реализации продукции. Это первая модель - стандарт ISO 9001. Вторая модель системы действует на этапах производства и испытаний продукции - стандарт 9002. Ну а если нужно только проконтролировать продукцию и продемонстрировать заказчику с помощью испытаний соответствие ее стандартам и условиям контракта, то будет выбрана третья модель - стандарт 9003.

Ориентация на потребителя, максимальный учет его запросов и интересов - важнейшая особенность, отличающая подход к системам качества, предложенный стандартами ISO серии 9000.

Основной принцип, на котором строятся эти системы, - предупреждение дефектов продукции на этапах ее разработки и изготовления.

Сертификация систем качества проводится в разных формах.

Существует практика так называемой самосертификации. Производитель заполняет декларацию, в которой заявляет, что его система удовлетворяет требованиям, например стандарта 9001, и предлагает технические документы, которые помогут потребителям или третьей стороне провести необходимый анализ и оценить эффективность системы.

Довольно широко распространена сертификация второй стороной. Чаще всего ее проводит у своих поставщиков предприятие, выпускающее конечную продукцию. В этих случаях главная фирма заинтересована довести уровень производства у поставщика до нужных ей требований.

Сертификация третьей стороной - это проверка и оценка систем качества специализированными организациями. Они могут быть частными, национальными, международными, но обязательно должны быть аккредитованными на право такой оценки и пользоваться доверием и авторитетом у специалистов и владельцев предприятий.