34 Розничная торговля как канал товародвижения
Товароснабжение розничной торговли охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.
Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:
обеспечение кратчайших путей движения товаров;
применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
определение рациональной звенности товародвижения;
использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.
Розничная торговля в рыночной экономике
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном,
замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При
розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу
коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся
собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку
потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы.
Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и
обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля осуществляет ряд функций [3]:
· исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
· определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
· осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
· проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого
ассортимента;
· осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
· проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров,
устанавливает на них цены;
· оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные,
консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей
подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.
Стационарная торговая сеть — наиболее распространенная, включает в себя
как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки,
палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины
самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам.
Разновидностью стационарной торговли являются также магазины типа
«магазин-склад».
Создаются магазины, торгующие товарами по каталогам. Подобная торговля
основана на предварительном отборе товара. Каталоги могут быть выданы
потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по
почте. Покупатель, изучив каталоги, отобрав товар, направляет заказ с
указанием своих реквизитов в магазин почтой (или по телетайпу, телефону).
Немалые потенциальные возможности имеет организация продажи товаров через
торговые автоматы. Они удобны тем, что могут работать круглосуточно, без
торгового персонала. Устанавливаются автоматы внутри магазина или вне его (на
улицах, вокзалах, в кафе, вестибюле гостиниц и т.д.). Предмет торговли обычно
определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, жевательная резинка,
сигареты, и др.).
Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и
оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с
использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и
других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является
прямая продажа на дому.
Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий,
организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и
телеаппаратурой, лекарственными средствами.
В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары
обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку
производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной
торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов.
Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной
группы (мебель, радиотовары, электротовары, и др.).
Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной
группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).
Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп
(подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий
круг потребителей (мото- велотовары, культтовары, книги и плакаты,
хлебобулочные и кондитерские изделия, и др.).
Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в
специализированных секциях.
Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные,
так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.
Состав и структура розничного товарооборота
Показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, является
товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации
товаров в денежном выражении, он характеризует заключительный этап движения
продукции из сферы обращения в сферу потребления, констатирует общественное
признание стоимости и потребительской стоимости части общественного продукта в
виде конкретных видов товаров. Розничный товарооборот отражает пропорции между
производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией и денежным
обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми
ресурсами.
К розничному товарообороту относятся:
· выручка от продажи товаров в розничной торговой сети за наличный
расчет и в кредит;
· отпуск из предприятий общественного питания продукции собственного
производства и покупных товаров;
· выручка от продажи одежды, обуви, головных уборов, белья из
пошивочных мастерских по индивидуальным заказам потребителей;
· выручка от продажи печатной продукции (газет, журналов, книг,
плакатов) в розничной торговой сети и по подписке населению, организациям,
предприятиям;
· выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды;
· выручка от ремонта одежды, обуви, головных уборов, часов, теле-,
видео-, радиоаппаратуры, мебели и других предметов, выполненных предприятиями
бытового обслуживания;
· выручка от ремонта и технического обслуживания автомобилей,
мотоциклов, включая стоимость запасных частей, осуществляемых
специализированными предприятиями;
· выручка от продажи автозаправочными станциями горюче-смазочных
материалов, запасных частей, других средств ухода за автомобилями,
мотоциклами;
· выручка от продажи сельхозпродукции, скота и птицы непосредственно
сельскохозяйственными предприятиями, подсобными хозяйствами;
· прочая выручка (за раскрой тканей при продаже, доставку товаров на
дом, от продажи торгующими организациями прокатным пунктам соответствующих
товаров и др.).
Структура розничного товарооборота подразделяется на макроструктуру,
товарно-групповую, товарно-ассортиментную, микроструктуру.
Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного
потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и
непродовольственные).
Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению,
производственному происхождению (хлебобулочные изделия, овощи-фрукты, одежда,
обувь, мебель, и др.)
Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов
продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская;
мебель: для жилья, офисов, дачи и т.п.).
Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме
реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; обувь: зимняя, летняя,
демисезонная; мебель: для гостиной, спальни, кухни; и т.п.).
На структуру розничного товарооборота влияют следующие факторы:
· социально-демографические, которые учитывают соотношение городских и
сельских жителей, рабочих, служащих, колхозников, мужчин, женщин, детей,
взрослого и пожилого населения и др.;
· экономические, определяющие соотношение между промышленным и
сельскохозяйственным производством, специализацию производства, обеспечение
квалификации работников, наличие и состояние транспортных
· коммуникаций, оптимальные размеры, расположение, материально-
техническую базу торговой (товаропроводящей) сети, географическое положение
региона;
· климатические условия.
- 1. Маркетинг как новый подход к экономике. Философия и технология бизнеса. Принципы и функции маркетинга.
- 2. Концепция совершенствования производства
- 3. Концепция совершенствования товара
- 4. Концепция совершенствования сбытовой деятельности/Концепция интенсификации коммерческих усилий
- 5. Концепция собственного маркетинга.
- 6.Концепция социально-этичного маркетинга
- 7. Аналитические функции маркетинга
- 8.Товарно - производственная функция маркетинга ( созидательная)
- 9.Сбытовые функции маркетинга
- 10. Функция управления и контроля.
- 11. Основные факторы макросреды
- 12. Основные факторы микросреды
- 13. Типы маркетинга
- 14. Товар как рыночная категория в маркетинговой деятельности. Три измерения товара.
- 16. Сущность и критерии определения новых товаров
- 17. Рыночная атрибутика товаров. Товарный знак и конкурентоспособность продукции
- 18. Позиционирование товара на рынке
- Концепции позиционирования
- Позиционирование товара
- 19 Позиционирование предприятий и товаров фирм по бкг и ge
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица General Electric/McKinsey Историческая справка о создании матрицы General Electric/McKinsey
- Определение понятия
- Три области матрицы General Electric/McKinsey
- Девять видов бизнеса по матрице General Electric/McKinsey
- Преимущества и недостатка матрицы General Electric/McKinsey
- 20. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- 21. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.
- 22 Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации
- 3.2. Система внутренней отчетности
- 3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
- 23 Ситуативный анализ возможностей предприятия swot- анализ
- 24.Сегментация рынка. Критерии сегментации рынка. Выбор целевого сегмента рынка
- 25. Отбор целевых сегментов рынка
- 26.Модель покупательского поведения
- Характеристики покупателя
- Экономическое
- 27. Особенности принятия решений о покупке товаров индивидуального пользования и товаров производственного назначения.
- 4. Референтные группы
- 7. Психологические факторы:
- Покупатели от имени организации
- 28 Цели ценовой политики и ее роль в системе маркетинга. Роль цены в различных сегментах рынка
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 29 Ценовая эластичность
- Коэффициент эластичности
- Качественная характеристика эластичности
- Основные показатели эластичности Эластичность спроса
- Эластичность предложения
- 30. Ценовая реклама
- 1. Товарная реклама
- 2. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий
- 4. Престижная реклама
- 31 Конкуренция и степень контроля государства
- 32 Товародвижение в системе маркетинга, цели, задачи, функции
- 33 Оптовая торговля как канал товародвижения
- 34 Розничная торговля как канал товародвижения
- 35 Система фосстис
- 36 Планирование в системе товародвижения и сбыта. Управление товародвижением и сбытом
- 37 Метод фокус – группы. Сущность и содержание.
- 38 Консигнация в системе сбыта продукции
- 39 Франчайзинг как форма взаимодействия с отечественными и зарубежными фирмами.
- 40 Сетевой маркетинг. Его особенности в рф
- 41 Реклама в системе продвижения товаров. Рекламная деятельность фирмы
- 42 Виды рекламы
- Реклама и стадии жизненного цикла товара
- 43. Особенности рекламы тип и тпн.
- 44 Особенности проведения рекламной компании методом директ - мейл
- 46 Престижная реклама
- 47 Atl и вtl реклама. Виды продакт плейсмента
- Что такое atl и что такое btl реклама?
- Зачем нужно разделение на прямую и непрямую рекламу?
- Что такое btl коммуникации?
- С помощью непрямой рекламы, компании могут решить несколько задач
- Преимущества btl-инструментов по сравнению с прямой рекламой
- 48. Разработка рекламного бюджета. Показатели эффективности рекламной деятельности предприятия
- 49. Рыночные стратегии маркетинга. Массовый, концентрированный, дифференцированный маркетинг.
- 50. Организация деятельности службы маркетинга на предприятии.
- 51 Содержание и разработка комплекса маркетинга. Планирование маркетинга.
- Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
- Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
- Неэффективность планирования в целом, отмечаемая у отдельных зарубежных фирм, порождается такими причинами, как:
- Структура плана маркетинга и последовательность его разработки Иностранные специалисты так формулируют конечные цели планирования:
- В план маркетинга обычно включаются:
- Планирование маркетинговой деятельности
- 52. Система маркетингового контроля. Контроллинг.
- Вводный пример
- 53. Интерактивный маркетинг и электронная торговля.
- 54. Использование информационных технологий в системе маркетинга. Web- технологии в маркетинге.
- 56 Стратегии роста фирма. Виды стратегий роста.
- 58. Международный маркетинг. Способы выхода на зарубежные рынки. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
- Глава 2. Выход на зарубежные рынки
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 60. Экологические аспекты деятельности маркетинговой деятельности.