79. Конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность в системе маркетинга. Методика исследования конкуренции на рынке.
Конкуренция представляет собой механизм соперничества между участниками рынка за право найти своего покупателя с целью реализации продукции фирмы и получения соответствующей прибыли.
Анализ конкурентной борьбы между участниками рынка и выявление конкурентных преимуществ организации являются важнейшими функциями маркетинга.
С позиций маркетинга различают три основных вида конкуренции:
1. Функциональная (межотраслевая) конкуренция. Она возникает из-за того, что товары, имеющие одинаковое функциональное назначение, могут удовлетворить различными способами любую потребность покупателей. Например, для туризма – это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, байдарки и т. п. Поэтому спортивные товары в одном магазине могут конкурировать друг с другом.
2. Видовая конкуренция. Она основана на удовлетворении потребителя товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-то существенными параметрами. Например, аудиоаппаратура различается уровнем входной мощности, а также другими важными характеристиками.
3. Предметная (товарная) конкуренция. Такая конкуренция возникает между предприятиями, которые выпускают одинаковые товары, но отличающиеся друг от друга качеством изготовления, упаковкой или другими параметрами. Это самый распространенный вид конкуренции между товарами одного вида, т. е. между товарами, выполняющими одинаковые функции. Товарная конкуренция может быть совершенной и несовершенной.
Для объективности анализа взаимодействия соперничающих фирм на рынке необходимо выделить выбранные ими формы конкуренции из нижеперечисленных.
Активная конкуренция — форма конкурентной борьбы, при которой применяются целенаправленные действия, мощный прессинг с одной задачей — победить конкурента.
Пассивная конкуренция предполагает сосредоточение усилий на внимательном, профессиональном изучении положения конкурента на рынке.
Целенаправленная конкуренция — форма, предполагающая проведение предварительной работы перед непосредственным включением в конкурентную борьбу.
Хаотическая конкуренция случается, когда соперник не подготовлен к борьбе.
Временная конкуренция проявляется от случая к случаю, обычно под влиянием сезонных особенностей спроса или погодных условий.
Постоянная — непрекращающаяся конкуренция. Однако интенсивность соперничества может меняться. При такой форме конкуренции различают фазу активности, фазу ожидания, фазу покоя, фазу столкновения и другие.
Реальная конкуренция — форма, которая вызвана действительными событиями и действиями, происходящими на рынке.
Мнимая же — конкуренция, при которой происходит имитация каких-либо действий без применения реальных, практических шагов в направлении потенциальных конкурентов.
Ценовая (финансовая) конкуренция — форма конкурентной борьбы, в ходе которой применяются в основном стоимостные инструменты давления на конкурента: цена, процент, зарплата, размер комиссии, налоги, курсовое соотношение валют, неустойка, аренда и ряд других.
Неценовая — форма конкуренции, связанная с подрывом деловых отношений и сформировавшихся связей соперничающей фирмы, оказанием существенного влияния на менеджмент этой компании в ходе принятия им решений и дискредитацией конкурента.
Монопрофильная (одновидовая) конкуренция проявляется только по одному виду услуг или товаров.
Полипрофильная, соответственно, — по нескольким товарам или услугам, по нескольким направлениям деятельности.
Внутриотраслевая (внутригрупповая) конкуренция — форма, которая проявляется преимущественно в рамках одной отрасли, либо между участниками одной группы, союза, объединения или ассоциации.
Межотраслевая (межгрупповая) — форма конкуренции, проявляющаяся между отраслями экономики, хозяйственными субъектами как представителями разных отраслей.
Межрегиональная — в рамках нескольких. Компании могут соперничать в своем или чужом регионе; на нейтральной территории; в регионе, где интересы конкурентов присутствуют или отсутствуют; в регионе, где интересы конкурентов различны или даже противоположны1
В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
1) желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;
2) функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности). Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге.
3) межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.
4) межтоварная конкуренция.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
Элементами системы конкуренции являются: конкурентная среда;конкурентоспособность;конкурентные силы.
1.Конкурентная среда — это «климат» того или иного рыночного сегмента. Изменение «климата» ведет к значительным издержкам для действующих в данном сегменте компаний. «Погодные» условия конкурентной среды могут быть как способствующими, так и не способствующими деятельности большей части участников рынка. Если растет доля не способствующих условий, то происходит монополизация сегмента рынка. Можно выделить три группы условий формирования конкурентной среды. Первая группа — условия конкурентной среды, формируемые государством в лице чиновников министерств и ведомств (механизмы «послушания» и контроля). Вторая группа — условия конкурентной среды, формируемые конкурентами рынка (механизмы установления общих для рынка правил игры). Третья группа — условия конкурентной среды, формируемые каждым участником рынка в процессе его деловой активности (механизм конкурентной борьбы конкретного субъекта рынка).
2.В условиях конкурентной среды для нормального функционирования предприятия необходим критерий для оценки положения собственного и соперничающих субьектов. Таковым является понятие конкурентноспособности.
Понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность фирмы может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами.
Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами
3.Силы, вызывающие изменения в конкурентной ситуации, называются движущими конкурентными силами. Это - тенденции экономического роста на рынке, технологические изменения, внедрение новых товаров, способов и технологий маркетинга, изменения во вкусах и предпочтениях потребителей, появление товаров-субститутов, вхождение на рынок или уход с него относительно крупных фирм, изменение степени и/или методов государственного регулирования, случайные колебания в отраслевой структуре затрат, повышение или снижение прибыльности рынка или его отдельных сегментов, изменение конкурентного воздействия со стороны поставщиков и/ или покупателей.
Определение методов исследования.
1 Исследования субъектов конкуренции.
Достижение цели оценки конкурентоспособности возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики.
Существует множество методик анализа конкуренции. Я выделю лишь самыераспрастраненные.
Метод определения позиции фирмы среди конкурентов.
Метод анализа позиции конкурента. В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
2 Исследование конкурентной стратегии.
Метод изучения стратегических групп.
Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>).
Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия.
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.
3 Определение способа исследования.
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Методы качественных исследований: наблюдения, фокус-группы, глубинное интервью, анализы протоколов, проекционные, физиологические измерения.
Выбор конкретных методов обследований основан на учете следующих групп факторов: цели и ресурсы исследователя; характеристики респондентов; характеристики вопросов, задаваемых исследователем.
Выбор надлежащего метода следует основывать на одновременном учете всех указанных факторов. В общем плане при выборе метода опроса надо руководствоваться ответами на следующий вопрос: “Какой метод сбора данных позволит получить наиболее полную репрезентативную информацию в пределах отпущенных времени и денежных средств?”
- Программные вопросы по курсу: «Экономика предприятий торговли и общественного питания»
- 1.Анализ и планирование выручки от продажи в предприятиях торговли и общественного питания
- 5. Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия: понятия, элементы и их взаимосвязь. Факторы, формирующие внутреннюю и внешнюю среду
- 7. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования на предприятии
- 10.Методика анализа оборота розничной торговли. Особенности анализа оборота оптовой торговли, продукции и оборота предприятий общественного питания
- К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:
- 11.Методика планирования издержек производства и обращения по общему объему и по основным статьям
- 12.Методологические основы анализа и планирования прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 13.Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности(афхд) хозяйствующего субъекта торговли и общественного питания.
- 14. Оборот розничной торговли в системе экономических показателей торгового предприятия, его состав, показатели измерения, значение.
- 16. Организация труда работников торговли и общественного питания: сущность, анализ состояния, элементы.
- 17.Оценка финансового состояния предприятий торговли и общественного питания.
- 18.Планирование оборота в предприятиях розничной торговли. Особенности планирования оборота в предприятиях оптовой торговли, продукции и оборота в общественном питании.
- 19.Понятие заработная плата и ее функции. Организация заработной платы на предприятиях торговли и общественного питания, подходы, элементы, структура заработной платы.
- 20. Понятие конъюнктуры рынка, показатели и характеристики. Емкость потребительского рынка: понятие, факторы, определяющие развитие, методы расчета.
- К показателям конъюнктуры рынка относятся:
- 21.Понятие, модель и показатели экономического потенциала торгового предприятия.
- 22.Понятие, нормирование труда, нормы труда: функции, классификация, роль в управлении хозяйственной деятельности. Методы разработки норм
- 23.Понятия предприятий торговли и общественного питания, и особенности их функционирования. Цели, задачи, функции, классификация хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании.
- 24.Потребительский рынок: понятие, классификация, особенности, объективные причины и условия его развития.
- 25.Прогнозирование, его понятие, виды, типы и методы
- 27.Рентабельность: понятие, значение, система показателей и ее характеристика
- 29. Сущность, необходимость и особенности планирования на предприятии в современных условиях
- 30. Товарное обеспечение предприятий торговли и общественного питания, понятия, анализ и планирование. Особенности планирования товарного обеспечения в предприятиях общественного питания.
- 31. Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.
- 33.Формирование, распределение и использование прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 34.Экономическая сущность оборота оптовой торговли, его виды и показатели измерения.
- 35.Экономическая природа издержек производства и обращения, их значение, классификация и показатели измерения.
- 36.Экономическая сущность товарных запасов; их значение, классификация и показатели измерения.
- 37.Экономическая сущность прибыли, ее функции, виды и значение. Факторы, влияющие на образование прибыли.
- 39. Ассортиментная политика торгового предприятия, понятие и ее роль. Факторы влияющие на неё. Торговый ассортимент: понятие, характеристика, факторы его определяющие и порядок формирования
- 40.Имидж торгового предприятия, его понятие, правила и этапы формирования.
- 41. Использование маркетинга в коммерческой деятельности.
- 42.Коммерческая деятельность по организации сбытовой политики, ее сущность и задачи. Действующие лица в сбытовой цепочке.
- Цели отдела закупок любой производственной или торговой фирмы:
- 44 Методы сбыта и выбор оптимального канала сбыта.
- 45. Покупательский спрос, его понятие и классификация. Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
- 46.Понятие и составляющие качества торгового обслуживания и культуры торговли. Факторы влияющие на них
- 47. Понятие оптовой торговли, ее особенности и функции, структура, в условиях формирования рыночных отношений.
- 48. Предпринимательская деятельность на потребительском рынке, ее содержание, виды
- 49.Предприятия общественного питания, их специализация и типизация
- 50.Прямые коммерческие связи, их характеристика.
- 51.Розничная торговая сеть, ее виды и классификация, тенденции развития.
- 52.Современные формы и методы розничной продажи, их характеристика. Самообслуживание, его достоинства и показатели эффективности.
- 53.Содержание торгово-технологического процесса, его варианты, структура, их характеристика и принципы организации
- 54.Сущность и понятие коммерческих связей. Порядок заключения, изменения, расторжения и содержание договора купли-продажи.
- 55.Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности, их характеристика
- 56.Тендерные продажи и закупки их особенности. Закупка на оптовых ярмарках и оптовых рынках.
- 57.Типы и виды оптовых организаций по торговле товарами народного потребления.
- 58.Услуги, предоставляемые покупателям в предприятиях торговли и общественного питания. Их характеристика.
- 59.Формы и организация товароснабжения торговых предприятий Основные требования к рациональной организации товароснабжения.
- 60. Формы и этапы организации предпринимательской деятельности.
- 61.Франчайзинг, сущность, его виды и использование на российских предприятиях.
- 62. Законы организации, их характеристика
- 63. Классификация стратегий развития предприятий, инструменты их выбора.
- 64. Коммуникации в управлении организацией
- 65. Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 66. Общие функции управления и методы управления
- 67. Подходы к теории лидерства.Их характеристика
- 69. Управление конфликтами в предприятии
- 70. Управленческие решения и их разновидности. Факторы, влияющие на принятие рациональных решений.
- 71. Характеристика механистических структур и условия эффективного их использования.
- 72. Характеристика органических структур и условия эффективного их использования.
- 73. Цели и задачи управления. Формирование системы хозяйственных целей и построение дерева целей.
- 74. Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Оценка факторов маркетинговой макросреды предприятия.
- 76. Выбор целевого рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Позицирование товара и прогнозирование сбыта в целевых сегментах.
- 77. Кабинетные маркетинговые исследования. Анализ потенциала предприятия и анализ конкурентов
- 78. Коммуникационная политика в сфере услуг,
- 79. Конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность в системе маркетинга. Методика исследования конкуренции на рынке.
- 80. Концепции операционного и стратегического маркетинга. Значимость маркетинга для предприятия. Основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
- 81. Маркетинговая среда: основные факторы микросреды и макросреды предприятия.
- 82. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.
- 83. Маркетинговые технологии разработки целевого рынка: сегментирование рынка, отбор рыночных сегментов, позиционирование, выбор стратегии выхода на рынок.
- 84. Международные модели маркетинга услуг .Их характеристика
- 85. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг
- 86. Основы стратегического брендинга. Принципы создания конкурентоспособного бренда . Законы брендинга
- 87. Оценка рыночной адекватности товара: аналитические и многомерные модели. Жизненный цикл товара и его влияние на прибыль. Формирование политики предприятия.
- 89. Покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения, характеристики покупателей, процесс принятия решений о покупке.
- 94. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 95. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 96. Программные вопросы по курсу: «Ценообразования и налогообложения»
- 97. Налогообложение юридических лиц (налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды).
- 98. Специальные налоговые режимы и их роль (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход)
- 99. Тактика фирмы в области ценообразования в рыночных условиях, формирование исходной цены, ее корректировка, использование льгот и системы скидок.
- 88. Планирование сегментации рынка, эффект и принципы сегментации. Критерии сегментации потребительских и промышленных рынков.