logo
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

24.Потребительский рынок: понятие, классификация, особенности, объективные причины и условия его развития.

 Потребительский рынок - это сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю-продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости

Особенности потребительского рынка:

1) обладает экономической обособленностью производителей;

2) независимость субъектов рыночных отношений;

3) преимущества прямых связей между субъектами рынка, обусловленные их экономичностью;

4) свобода в выборе партнеров и добровольные хозяйственные связи;

5) обладает конкуренцией и связанным с ней предпринимательским риском в принятии решения;

6) характеризуется различной степенью риска в хозяйственные отношениях.

Условия развития: 1) создание правовой основы рыночной деятельности, законодательная защита политической и экономической свободы граждан и экономических субъектов;

2) создание многоукладной экономики, многообразие форм собственности;

3) создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное развитие и функционирование рынка;

4) стабилизация рынка на основе баланса между спросом и предложением, исключение дефицита;

5) свободная конвертируемость национальных денег и валюты др. стран;

6) обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных граждан от последствий рыночного процесса.

Потребительский рынок является многоотраслевым и номенклатурным. Классифицируется: по товарам и товарным группам (мясо, хлебобулочные изделия и т.д.) в рамках каждого территориального рынка.

4. Конъюнктура рынка - ситуация, складывающаяся на рынках потребительских товаров и характеризующаяся соотношением спроса и предложения при определенных условиях. Конъюнктура рынка - совокупность рыночных условий, при которых осуществляется процесс купли-продажи в конкретных границах места и времени

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется в сфере отдельных товарных и региональных рынков, формирующая их элементы, определяющая параметры и конъюнктуру.

Показатели обмена - спрос, предложение, цена. Показатели хозяйственной деятельности - емкость рынка, сбалансированность рынка, конъюнктура рынка

Обобщенной характеристикой потребительского рынка является емкость рынка, т.е. возможный объем реализации товаров на нем, обусловленный взаимодействием спроса и предложения по вещественному составу и стоимости.

Факторы емкости - доходы, платежеспособный спрос, предложение.

Методы расчета: 1) балансовый метод (объем производства, экспорта на начало, на конец);

2) на основе индекса исследуемой панели; 3) на основе индекса покупательской способности; 3) на основе норм потребления; 4) на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товаров; 5) на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж; 6) на основе коэффициентов приведенных объемов продаж; 7) на основе использования метода экстраполяции и корреляционно-регрессионных методов; 8) на основе использования эконометрического моделирования (трендовые и корреляционно-регрессионные модели).