logo
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

31. Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.

Управление платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов. Это рост удельного веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных активов, ускорение оборачиваемости активов.

Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя. Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками.

В этих целях желательно составлять планы поступления и расходования денежных средств, вести платежный календарь.

В свою очередь, платежный календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.

Основная его задача - синхронизация дат поступлений и выплат денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Управление денежными потоками компании создает основу для количественного анализа последствий принятия сложных управленческих решений и формального сравнения различных вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Формами предотвращения неплатежей покупателей являются авансовые платежи, предоплата, использование аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных структур (устойчивых банков, крупных страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а также осуществление сделок с залогом.

Управление ликвидностью - это деятельность предприятия, банка по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства). Существует ряд методов управления ликвидностью:

1) общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;

2) метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);

3) метод научного управления, использующий аппарат линейного программирования для оптимизации распределения средств.

32.

Финансовые ресурсы торговых предприятий: понятие, источники их формирования и направление использования.

Финансовые ресурсы - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Финансовые ресурсы - денежных доходы и поступления находящиеся в распоряжении организации предназначены для выполнения обязательств осуществление текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, а также для экономического стимулирования работников.

Финансовые ресурсы предназначены:

- для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

- осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

- оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

- финансирования других затрат.

РОЛЬ: Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

- капитал;

- расходы на потребление;

- инвестиции в непроизводственную сферу;

- финансовый резерв.

Капитал - это часть финансовых ресурсов, направляемая на производственно-хозяйственные цели (текущие расходы и развитие). Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в:

- основные фонды;

- нематериальные активы;

- оборотные фонды;

- фонды обращения.

Совокупность имущественных прав, принадлежащих предприятию, представляют собой активы предприятия. В состав активов входят основные средства, нематериальные активы, оборотные средства.

Основные средства - это средства, вложенные в основные производственные фонды. Основные фонды представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе и переносят свою стоимость частями, по мере их износа на стоимость создаваемой продукции (услуг). Этот процесс называется амортизацией.

Нематериальные активы - это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К ним относятся права, возникающие:

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные и фирменные знаки, торговые марки;

- из прав на «ноу-хау», «гудвилл»;

- из прав пользования земельными участками и природными ресурсами и др.

Оборотный капитал (оборотные средства) - часть капитала предприятия, вложенная в его текущие активы. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды - это сырье, материалы, топливо, т.е. предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов . Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Денежные фонды - это так же часть финансовых ресурсов, имеющих целевой характер использования.

Фонды обращения, хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.

Чистые активы предприятия - это активы за вычетом долгов. Актив - имущество. Пассив - финансовые ресурсы.

Пассивы предприятия - это совокупность долгов и обязательств предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность.

Классификация финансовых ресурсов:

1 По источникам формирования выделяют:

- собственные;

- привлеченные;

- заемные.

2 По видам:

- уставный капитал;

- выручка от реализации;

- амортизационные отчисления;

- чистая прибыль;

- средства от эмиссии акций;

- кредиторская задолженность (устойчивые пассивы);

- кредиты банков;

- облигационные займы;

- бюджетные ассигнования.

3 По длительности использования:

- краткосрочные;

- долгосрочные.

4 В зависимости от формы формирования и использования:

- фондовая форма;

- бесфондовая (в современных условиях чаще используют бесфондовую форму)

По происхождению финансовые ресурсы разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь, внутренние (собственные) ресурсы представлены в виде чистой прибыли и амортизации, а также в виде обязательств перед служащими фирмы, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими фирмами. Финансовые ресурсы фирмы (как внутренние, так и внешние) в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года включительно) и долгосрочные (свыше одного года). Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства конкретной страны, правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.