59.Формы и организация товароснабжения торговых предприятий Основные требования к рациональной организации товароснабжения.
Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.
Выбор источников товароснабжения зависит от многих факторов. При этом учитываются ассортимент товаров, типы и размеры магазинов, объем товарооборота, возможность бесперебойного снабжения магазинов, количество звеньев товародвижения, скорость товарооборачиваемости и уровень транспортных расходов.
В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснабжения розничной торговой сети.
При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т. п.).
При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.
Организация товароснабжения.
Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованными и децентрализованными методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров на розничные торговые предприятия - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации - не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь- десять дней.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, не снижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Если составляется заявка на завоз товаров сложного сортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и другим признакам заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.
Благодаря рационально организованному товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций и предприятий.
При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:
источники и формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;
завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина ассортиментным перечнем;
количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т.п.);
величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;
четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.
Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах:
планомерность; ритмичность; оперативность; экономичность; централизация; технологичность.
- Программные вопросы по курсу: «Экономика предприятий торговли и общественного питания»
- 1.Анализ и планирование выручки от продажи в предприятиях торговли и общественного питания
- 5. Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия: понятия, элементы и их взаимосвязь. Факторы, формирующие внутреннюю и внешнюю среду
- 7. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования на предприятии
- 10.Методика анализа оборота розничной торговли. Особенности анализа оборота оптовой торговли, продукции и оборота предприятий общественного питания
- К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:
- 11.Методика планирования издержек производства и обращения по общему объему и по основным статьям
- 12.Методологические основы анализа и планирования прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 13.Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности(афхд) хозяйствующего субъекта торговли и общественного питания.
- 14. Оборот розничной торговли в системе экономических показателей торгового предприятия, его состав, показатели измерения, значение.
- 16. Организация труда работников торговли и общественного питания: сущность, анализ состояния, элементы.
- 17.Оценка финансового состояния предприятий торговли и общественного питания.
- 18.Планирование оборота в предприятиях розничной торговли. Особенности планирования оборота в предприятиях оптовой торговли, продукции и оборота в общественном питании.
- 19.Понятие заработная плата и ее функции. Организация заработной платы на предприятиях торговли и общественного питания, подходы, элементы, структура заработной платы.
- 20. Понятие конъюнктуры рынка, показатели и характеристики. Емкость потребительского рынка: понятие, факторы, определяющие развитие, методы расчета.
- К показателям конъюнктуры рынка относятся:
- 21.Понятие, модель и показатели экономического потенциала торгового предприятия.
- 22.Понятие, нормирование труда, нормы труда: функции, классификация, роль в управлении хозяйственной деятельности. Методы разработки норм
- 23.Понятия предприятий торговли и общественного питания, и особенности их функционирования. Цели, задачи, функции, классификация хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании.
- 24.Потребительский рынок: понятие, классификация, особенности, объективные причины и условия его развития.
- 25.Прогнозирование, его понятие, виды, типы и методы
- 27.Рентабельность: понятие, значение, система показателей и ее характеристика
- 29. Сущность, необходимость и особенности планирования на предприятии в современных условиях
- 30. Товарное обеспечение предприятий торговли и общественного питания, понятия, анализ и планирование. Особенности планирования товарного обеспечения в предприятиях общественного питания.
- 31. Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.
- 33.Формирование, распределение и использование прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 34.Экономическая сущность оборота оптовой торговли, его виды и показатели измерения.
- 35.Экономическая природа издержек производства и обращения, их значение, классификация и показатели измерения.
- 36.Экономическая сущность товарных запасов; их значение, классификация и показатели измерения.
- 37.Экономическая сущность прибыли, ее функции, виды и значение. Факторы, влияющие на образование прибыли.
- 39. Ассортиментная политика торгового предприятия, понятие и ее роль. Факторы влияющие на неё. Торговый ассортимент: понятие, характеристика, факторы его определяющие и порядок формирования
- 40.Имидж торгового предприятия, его понятие, правила и этапы формирования.
- 41. Использование маркетинга в коммерческой деятельности.
- 42.Коммерческая деятельность по организации сбытовой политики, ее сущность и задачи. Действующие лица в сбытовой цепочке.
- Цели отдела закупок любой производственной или торговой фирмы:
- 44 Методы сбыта и выбор оптимального канала сбыта.
- 45. Покупательский спрос, его понятие и классификация. Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
- 46.Понятие и составляющие качества торгового обслуживания и культуры торговли. Факторы влияющие на них
- 47. Понятие оптовой торговли, ее особенности и функции, структура, в условиях формирования рыночных отношений.
- 48. Предпринимательская деятельность на потребительском рынке, ее содержание, виды
- 49.Предприятия общественного питания, их специализация и типизация
- 50.Прямые коммерческие связи, их характеристика.
- 51.Розничная торговая сеть, ее виды и классификация, тенденции развития.
- 52.Современные формы и методы розничной продажи, их характеристика. Самообслуживание, его достоинства и показатели эффективности.
- 53.Содержание торгово-технологического процесса, его варианты, структура, их характеристика и принципы организации
- 54.Сущность и понятие коммерческих связей. Порядок заключения, изменения, расторжения и содержание договора купли-продажи.
- 55.Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности, их характеристика
- 56.Тендерные продажи и закупки их особенности. Закупка на оптовых ярмарках и оптовых рынках.
- 57.Типы и виды оптовых организаций по торговле товарами народного потребления.
- 58.Услуги, предоставляемые покупателям в предприятиях торговли и общественного питания. Их характеристика.
- 59.Формы и организация товароснабжения торговых предприятий Основные требования к рациональной организации товароснабжения.
- 60. Формы и этапы организации предпринимательской деятельности.
- 61.Франчайзинг, сущность, его виды и использование на российских предприятиях.
- 62. Законы организации, их характеристика
- 63. Классификация стратегий развития предприятий, инструменты их выбора.
- 64. Коммуникации в управлении организацией
- 65. Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 66. Общие функции управления и методы управления
- 67. Подходы к теории лидерства.Их характеристика
- 69. Управление конфликтами в предприятии
- 70. Управленческие решения и их разновидности. Факторы, влияющие на принятие рациональных решений.
- 71. Характеристика механистических структур и условия эффективного их использования.
- 72. Характеристика органических структур и условия эффективного их использования.
- 73. Цели и задачи управления. Формирование системы хозяйственных целей и построение дерева целей.
- 74. Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Оценка факторов маркетинговой макросреды предприятия.
- 76. Выбор целевого рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Позицирование товара и прогнозирование сбыта в целевых сегментах.
- 77. Кабинетные маркетинговые исследования. Анализ потенциала предприятия и анализ конкурентов
- 78. Коммуникационная политика в сфере услуг,
- 79. Конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность в системе маркетинга. Методика исследования конкуренции на рынке.
- 80. Концепции операционного и стратегического маркетинга. Значимость маркетинга для предприятия. Основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
- 81. Маркетинговая среда: основные факторы микросреды и макросреды предприятия.
- 82. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.
- 83. Маркетинговые технологии разработки целевого рынка: сегментирование рынка, отбор рыночных сегментов, позиционирование, выбор стратегии выхода на рынок.
- 84. Международные модели маркетинга услуг .Их характеристика
- 85. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг
- 86. Основы стратегического брендинга. Принципы создания конкурентоспособного бренда . Законы брендинга
- 87. Оценка рыночной адекватности товара: аналитические и многомерные модели. Жизненный цикл товара и его влияние на прибыль. Формирование политики предприятия.
- 89. Покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения, характеристики покупателей, процесс принятия решений о покупке.
- 94. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 95. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 96. Программные вопросы по курсу: «Ценообразования и налогообложения»
- 97. Налогообложение юридических лиц (налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды).
- 98. Специальные налоговые режимы и их роль (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход)
- 99. Тактика фирмы в области ценообразования в рыночных условиях, формирование исходной цены, ее корректировка, использование льгот и системы скидок.
- 88. Планирование сегментации рынка, эффект и принципы сегментации. Критерии сегментации потребительских и промышленных рынков.