89. Покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения, характеристики покупателей, процесс принятия решений о покупке.
Потребительский рынок – это отдельные личности и домашние хозяйства, которые пользуются услугами и товарами для личного потребления. Понимание потребителя является главным моментом маркетинга.
Разновидности рынков предприятий: рынок товаров промышленного назначения; рынок промежуточных продавцов; рынок гос. учреждений.
“Потребитель “ и “ покупатель “ в маркетинге имеют строго определенный смысл. Покупатели - это лица, непосредственно осуществляющие покупку. Их поведение в магазине определяется индивидуально. Потребители - понятие более широкое, подразумевающее субъектов рынка, удовлетворяющих свою потребность ( определяющих нужду, поиск товаров, покупку, использование ). Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке является этап принятия решения о покупке.
Типы потребителей по скорости принятия товара-новинки
Характеристики покупателей - это следующие группы факторов:
1) факторы культуры;
2) социальные факторы;
3) личные факторы;
4) психологические факторы.
Поведение потребителей — действия, непосредственно связанные с приобретением, потреблением товаров и услуг, с распоряжением ими, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
Моделирование поведения потребителей — логическое построение действий потребителей, направленных на удовлетворение своих потребностей. Действия потребителей существенно различаются между собой по потребностям и целям покупок, характеру спроса, мотивации поведения и действиям на рынке.
Различают четыре типа покупательского поведения. В зависимости от модели поведения потребителя необходимо выбирать наиболее выгодную стратегию маркетинга.
Четыре типа покупательского поведения:
| Высокая степень вовлечения | Низкая степень вовлечения |
Значительная разница между аналогичными марками товара | Сложное покупательское поведение (компьютер) | Поисковое покупательское поведение (конфеты) |
Незначительная разница между аналогичными марками товара | Неуверенное покупательское поведение (ковер) | Привычное покупательское поведение (соль) |
Сложное покупательское поведение наблюдается в ситуации, когда высокая степень вовлечения потребителей сопровождается значительными различиями между разными марками товара. Обычно это происходит, когда продукт стоит дорого, и его покупка связана с риком.
Неуверенное покупательское поведение наблюдается в ситуациях с высоким уровнем вовлечения, когда товар стоит дорого, покупка связана с риском и разница между товарами разных марок невелика.
Привычное покупательское поведение проявляется при условии низкого вовлечения потребителя и небольшой разнице между товарами.
Поисковое покупательское поведение проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товара.
Краткое описание действий индивидуальных потребителей на разных этапах принятия решения о покупке:
Этап 1. Осознание проблемы (нужды). Здесь действуют две группы раздражителей — внутренние и внешние. На этом этапе определяется, какие именно проблемы возникли, чем вызвано их возникновение, и каким образом вывели они потребителя на конкретный товар.
Этап 2. Поиск информации потребителем осуществляется с использованием различных источников информации: личные источники, коммерческие источники, общедоступные источники (СМИ), источники эмпирического опыта.
Этап 3. Оценка вариантов потребителем осуществляется путем определения и сравнения свойств товаров, показателей значимости характерных свойств товара (хлеб мягкий), убеждения о марках (хорошо известная), функции полезности разных вариантов товаров, которые могут решить возникшую проблему.
Этап 4. Решение о покупке принимается как результат предыдущих этапов, и здесь важны решения, связанные с тем, какой товар куплен, в каком количестве, по какой цене и т. д.
Этап 5. Реакция на покупку (оценка правильности выбора товара) включает в себя ряд действий разного характера: осознание степени удовлетворения покупкой, действия после покупки, решение конечной судьбы купленного товара.
Модель принятия решения о покупке корпоративным покупателем несколько отличается, в силу того, что здесь другой приоритет показателей и действуют другие факторы.
Пять этапов процесса принятия решения о покупке:
Осознание потребности
Поиск информации
Оценка вариантов
Решение о покупке
Реакция на покупку
Процесс принятия — это мыслительный процесс, через который проходит человек от момента, когда впервые услышал о новинке, до момента ее полного принятия.
90.
- Программные вопросы по курсу: «Экономика предприятий торговли и общественного питания»
- 1.Анализ и планирование выручки от продажи в предприятиях торговли и общественного питания
- 5. Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия: понятия, элементы и их взаимосвязь. Факторы, формирующие внутреннюю и внешнюю среду
- 7. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования на предприятии
- 10.Методика анализа оборота розничной торговли. Особенности анализа оборота оптовой торговли, продукции и оборота предприятий общественного питания
- К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:
- 11.Методика планирования издержек производства и обращения по общему объему и по основным статьям
- 12.Методологические основы анализа и планирования прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 13.Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности(афхд) хозяйствующего субъекта торговли и общественного питания.
- 14. Оборот розничной торговли в системе экономических показателей торгового предприятия, его состав, показатели измерения, значение.
- 16. Организация труда работников торговли и общественного питания: сущность, анализ состояния, элементы.
- 17.Оценка финансового состояния предприятий торговли и общественного питания.
- 18.Планирование оборота в предприятиях розничной торговли. Особенности планирования оборота в предприятиях оптовой торговли, продукции и оборота в общественном питании.
- 19.Понятие заработная плата и ее функции. Организация заработной платы на предприятиях торговли и общественного питания, подходы, элементы, структура заработной платы.
- 20. Понятие конъюнктуры рынка, показатели и характеристики. Емкость потребительского рынка: понятие, факторы, определяющие развитие, методы расчета.
- К показателям конъюнктуры рынка относятся:
- 21.Понятие, модель и показатели экономического потенциала торгового предприятия.
- 22.Понятие, нормирование труда, нормы труда: функции, классификация, роль в управлении хозяйственной деятельности. Методы разработки норм
- 23.Понятия предприятий торговли и общественного питания, и особенности их функционирования. Цели, задачи, функции, классификация хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании.
- 24.Потребительский рынок: понятие, классификация, особенности, объективные причины и условия его развития.
- 25.Прогнозирование, его понятие, виды, типы и методы
- 27.Рентабельность: понятие, значение, система показателей и ее характеристика
- 29. Сущность, необходимость и особенности планирования на предприятии в современных условиях
- 30. Товарное обеспечение предприятий торговли и общественного питания, понятия, анализ и планирование. Особенности планирования товарного обеспечения в предприятиях общественного питания.
- 31. Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.
- 33.Формирование, распределение и использование прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 34.Экономическая сущность оборота оптовой торговли, его виды и показатели измерения.
- 35.Экономическая природа издержек производства и обращения, их значение, классификация и показатели измерения.
- 36.Экономическая сущность товарных запасов; их значение, классификация и показатели измерения.
- 37.Экономическая сущность прибыли, ее функции, виды и значение. Факторы, влияющие на образование прибыли.
- 39. Ассортиментная политика торгового предприятия, понятие и ее роль. Факторы влияющие на неё. Торговый ассортимент: понятие, характеристика, факторы его определяющие и порядок формирования
- 40.Имидж торгового предприятия, его понятие, правила и этапы формирования.
- 41. Использование маркетинга в коммерческой деятельности.
- 42.Коммерческая деятельность по организации сбытовой политики, ее сущность и задачи. Действующие лица в сбытовой цепочке.
- Цели отдела закупок любой производственной или торговой фирмы:
- 44 Методы сбыта и выбор оптимального канала сбыта.
- 45. Покупательский спрос, его понятие и классификация. Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
- 46.Понятие и составляющие качества торгового обслуживания и культуры торговли. Факторы влияющие на них
- 47. Понятие оптовой торговли, ее особенности и функции, структура, в условиях формирования рыночных отношений.
- 48. Предпринимательская деятельность на потребительском рынке, ее содержание, виды
- 49.Предприятия общественного питания, их специализация и типизация
- 50.Прямые коммерческие связи, их характеристика.
- 51.Розничная торговая сеть, ее виды и классификация, тенденции развития.
- 52.Современные формы и методы розничной продажи, их характеристика. Самообслуживание, его достоинства и показатели эффективности.
- 53.Содержание торгово-технологического процесса, его варианты, структура, их характеристика и принципы организации
- 54.Сущность и понятие коммерческих связей. Порядок заключения, изменения, расторжения и содержание договора купли-продажи.
- 55.Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности, их характеристика
- 56.Тендерные продажи и закупки их особенности. Закупка на оптовых ярмарках и оптовых рынках.
- 57.Типы и виды оптовых организаций по торговле товарами народного потребления.
- 58.Услуги, предоставляемые покупателям в предприятиях торговли и общественного питания. Их характеристика.
- 59.Формы и организация товароснабжения торговых предприятий Основные требования к рациональной организации товароснабжения.
- 60. Формы и этапы организации предпринимательской деятельности.
- 61.Франчайзинг, сущность, его виды и использование на российских предприятиях.
- 62. Законы организации, их характеристика
- 63. Классификация стратегий развития предприятий, инструменты их выбора.
- 64. Коммуникации в управлении организацией
- 65. Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 66. Общие функции управления и методы управления
- 67. Подходы к теории лидерства.Их характеристика
- 69. Управление конфликтами в предприятии
- 70. Управленческие решения и их разновидности. Факторы, влияющие на принятие рациональных решений.
- 71. Характеристика механистических структур и условия эффективного их использования.
- 72. Характеристика органических структур и условия эффективного их использования.
- 73. Цели и задачи управления. Формирование системы хозяйственных целей и построение дерева целей.
- 74. Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Оценка факторов маркетинговой макросреды предприятия.
- 76. Выбор целевого рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Позицирование товара и прогнозирование сбыта в целевых сегментах.
- 77. Кабинетные маркетинговые исследования. Анализ потенциала предприятия и анализ конкурентов
- 78. Коммуникационная политика в сфере услуг,
- 79. Конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность в системе маркетинга. Методика исследования конкуренции на рынке.
- 80. Концепции операционного и стратегического маркетинга. Значимость маркетинга для предприятия. Основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
- 81. Маркетинговая среда: основные факторы микросреды и макросреды предприятия.
- 82. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.
- 83. Маркетинговые технологии разработки целевого рынка: сегментирование рынка, отбор рыночных сегментов, позиционирование, выбор стратегии выхода на рынок.
- 84. Международные модели маркетинга услуг .Их характеристика
- 85. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг
- 86. Основы стратегического брендинга. Принципы создания конкурентоспособного бренда . Законы брендинга
- 87. Оценка рыночной адекватности товара: аналитические и многомерные модели. Жизненный цикл товара и его влияние на прибыль. Формирование политики предприятия.
- 89. Покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения, характеристики покупателей, процесс принятия решений о покупке.
- 94. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 95. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 96. Программные вопросы по курсу: «Ценообразования и налогообложения»
- 97. Налогообложение юридических лиц (налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды).
- 98. Специальные налоговые режимы и их роль (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход)
- 99. Тактика фирмы в области ценообразования в рыночных условиях, формирование исходной цены, ее корректировка, использование льгот и системы скидок.
- 88. Планирование сегментации рынка, эффект и принципы сегментации. Критерии сегментации потребительских и промышленных рынков.