logo
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:

-контроль за выполнением плана оборота оптовой торговли по общему объёму и по товарным группам;

-оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;

-изучение ритмичности выполнения плана оборота оптовой торговли как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;

-изучение динамики оборота оптовой торговли за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре оборота оптовой торговли, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана оборота оптовой торговли; изучение качества обслуживания населения;

-выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению оборота оптовой торговли и улучшению обслуживания населения

Перед экономическим анализом оптового товарооборота стоят следующие основные задачи:

-изучения динамики оптового товарооборота для выявления тенденций и закономерностей его изменения как по общему объему, так и по формам движения товаров, направлениям их сбыта, покупателями;

-оценка отклонений товарооборота от индикативно-плановых показателей по общему его объему, видам оборота, группам товаров и выявление влияния факторов на эти отклонения;

-изучения поступления товаров от поставщиков и соответствия договорным условиям по количеству, ассортименту, качеству и срокам поставки;

-исследования состояния товарных запасов и их соответствия потребностям развития товарооборота;

-оценка выполнения договорных обязательств по отгрузке товаров покупателям по количеству, ассортименту и срокам отгрузки;

-выявление внутренних резервов совершенствования работы оптового торгового предприятия и увеличения объема товарооборота

Анализ оптового товарооборота осуществляют в такой же последовательности, как и розничного. Сначала анализируют оптовая продажа товаров по общему объему и ассортименту с выделением складского и транзитного оборотов Затем анализируют товарные запасы на начало и конец отчетного периода, поступления товаров Так же как в розничной торговле, рассчитывают показатели выполнения плана, динамики и структуры оптового товарооборота Однако в торговле, в отличие от розничной, ведется количественно-суммовой учет движения товаров в местах их хранения Это дает возможность анализировать оптовую продажу и запасы отдельных товаров и товарных групп не только в стоимостных, но и натуральных показателях.

Оборот общественного питания представляет собой стоимость проданной собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных без кулинарной обработки для потребления главным образом на месте.

Методы анализа динамики товарооборота  на предприятиях общественного питания ведется по его составу, основными задачами являются:

1. Определение степени выполнения плана товарооборота:

% выполн. Плана = Факт. (ожид.) выполн. Х 100%

План  Если предприятие общественного питания, кроме розничной продажи, осуществляют производство и оптовую продажу полуфабрикатов и кулинарных изделий, то при анализе следует выявить степень выполнения плана как розничного, так и оптового товарооборота. При этом необходимо знать, что оптовая продажа полуфабрикатов предприятиями своего треста не включается в оборот по реализации продукции собственного производства, следовательно, не включается в общий товарооборот.  2. Определение динамики развития товарооборота за ряд лет:

Тн = Факт.(ожид.) вып. Текущего года Х 100%

Факт вып. Прошлого года 

При изучении динамики товарооборота одновременно с сопоставлением его объема в ценах отчетного периода проводится анализ его изменений в сравниваемых ценах, т.е. пересчитываются товарооборот и оборот по продукции собственного производства в ценах базисного периода. Для этой цели рассчитывают общий индекс цен по формуле

                    Ур = Σ Р1 х Д1

                    Σ Р0 х Д1

где Ур – общий индекс цен;

Д1 – количество товаров (сырья), реализованных за отчетный период;

Р1 – цена отчетного периода;

Р0 – цена базисного периода.

Эта формула рассчитывается на базе индивидуального индекса цен: Ip = Р1 Р0

В общественном питании средний индекс цен определяют по товарным группам. Для расчета индекса цен вначале определяют стоимость израсходованного сырья и товаров по товарным группам за отчетный период в ценах базисного периода. Сумму наценки определяют по фактически сложившемуся уровню за отчетный период.  3. Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота внутри анализируемого периода (квартал, год):

                              К1 = А А1

где К1 – коэффициент ритмичности;

А – величина фактического выполнения плана (но не выше планового задания);

А1 – величина планового задания.

  1. Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота подразделениями, входящими в состав предприятия:

                 К2 = 1- Σ Оп

                  N х 100%

где К2 – Коэффициент ритмичности;

Оп – Невыполнение плана товарооборота подразделениями, %;

N – Колличество анализируемых подразделений.

Определение влияния различных факторов на объем товарооборота (численность работников и производительность их труда):

- влияние изменения производительности труда = Чф х (Вф – Впл);

- влияние изменения численности работников = (Чф – Чпл) х Впл;

где Чпл – среднесписочная численность работников по плану;

Чф – фактическая среднесписочная численность работников;

Впл – средняя выработка на одного работника по плану;

Вф – фактическая средняя выработка одного работника предприятия.

При анализе товарооборота необходимо помнить, что значительные резервы роста производительности труда и объема товарооборота содержатся в улучшении использования основных фондов.

Необходимо помнить, что анализ товарооборота необходимо увязать с анализом производственной программы.