К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:
-контроль за выполнением плана оборота оптовой торговли по общему объёму и по товарным группам;
-оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
-изучение ритмичности выполнения плана оборота оптовой торговли как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
-изучение динамики оборота оптовой торговли за ряд лет; выявление изменений, происшедших в объёме и структуре оборота оптовой торговли, товарных запасов и поступлении товаров; определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием; вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана оборота оптовой торговли; изучение качества обслуживания населения;
-выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению оборота оптовой торговли и улучшению обслуживания населения
Перед экономическим анализом оптового товарооборота стоят следующие основные задачи:
-изучения динамики оптового товарооборота для выявления тенденций и закономерностей его изменения как по общему объему, так и по формам движения товаров, направлениям их сбыта, покупателями;
-оценка отклонений товарооборота от индикативно-плановых показателей по общему его объему, видам оборота, группам товаров и выявление влияния факторов на эти отклонения;
-изучения поступления товаров от поставщиков и соответствия договорным условиям по количеству, ассортименту, качеству и срокам поставки;
-исследования состояния товарных запасов и их соответствия потребностям развития товарооборота;
-оценка выполнения договорных обязательств по отгрузке товаров покупателям по количеству, ассортименту и срокам отгрузки;
-выявление внутренних резервов совершенствования работы оптового торгового предприятия и увеличения объема товарооборота
Анализ оптового товарооборота осуществляют в такой же последовательности, как и розничного. Сначала анализируют оптовая продажа товаров по общему объему и ассортименту с выделением складского и транзитного оборотов Затем анализируют товарные запасы на начало и конец отчетного периода, поступления товаров Так же как в розничной торговле, рассчитывают показатели выполнения плана, динамики и структуры оптового товарооборота Однако в торговле, в отличие от розничной, ведется количественно-суммовой учет движения товаров в местах их хранения Это дает возможность анализировать оптовую продажу и запасы отдельных товаров и товарных групп не только в стоимостных, но и натуральных показателях.
Оборот общественного питания представляет собой стоимость проданной собственной кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных без кулинарной обработки для потребления главным образом на месте.
Методы анализа динамики товарооборота на предприятиях общественного питания ведется по его составу, основными задачами являются:
1. Определение степени выполнения плана товарооборота:
% выполн. Плана = Факт. (ожид.) выполн. Х 100%
План Если предприятие общественного питания, кроме розничной продажи, осуществляют производство и оптовую продажу полуфабрикатов и кулинарных изделий, то при анализе следует выявить степень выполнения плана как розничного, так и оптового товарооборота. При этом необходимо знать, что оптовая продажа полуфабрикатов предприятиями своего треста не включается в оборот по реализации продукции собственного производства, следовательно, не включается в общий товарооборот. 2. Определение динамики развития товарооборота за ряд лет:
Тн = Факт.(ожид.) вып. Текущего года Х 100%
Факт вып. Прошлого года
При изучении динамики товарооборота одновременно с сопоставлением его объема в ценах отчетного периода проводится анализ его изменений в сравниваемых ценах, т.е. пересчитываются товарооборот и оборот по продукции собственного производства в ценах базисного периода. Для этой цели рассчитывают общий индекс цен по формуле
Ур = Σ Р1 х Д1
Σ Р0 х Д1
где Ур – общий индекс цен;
Д1 – количество товаров (сырья), реализованных за отчетный период;
Р1 – цена отчетного периода;
Р0 – цена базисного периода.
Эта формула рассчитывается на базе индивидуального индекса цен: Ip = Р1 Р0
В общественном питании средний индекс цен определяют по товарным группам. Для расчета индекса цен вначале определяют стоимость израсходованного сырья и товаров по товарным группам за отчетный период в ценах базисного периода. Сумму наценки определяют по фактически сложившемуся уровню за отчетный период. 3. Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота внутри анализируемого периода (квартал, год):
К1 = А А1
где К1 – коэффициент ритмичности;
А – величина фактического выполнения плана (но не выше планового задания);
А1 – величина планового задания.
Изучение ритмичности выполнения плана товарооборота подразделениями, входящими в состав предприятия:
К2 = 1- Σ Оп
N х 100%
где К2 – Коэффициент ритмичности;
Оп – Невыполнение плана товарооборота подразделениями, %;
N – Колличество анализируемых подразделений.
Определение влияния различных факторов на объем товарооборота (численность работников и производительность их труда):
- влияние изменения производительности труда = Чф х (Вф – Впл);
- влияние изменения численности работников = (Чф – Чпл) х Впл;
где Чпл – среднесписочная численность работников по плану;
Чф – фактическая среднесписочная численность работников;
Впл – средняя выработка на одного работника по плану;
Вф – фактическая средняя выработка одного работника предприятия.
При анализе товарооборота необходимо помнить, что значительные резервы роста производительности труда и объема товарооборота содержатся в улучшении использования основных фондов.
Необходимо помнить, что анализ товарооборота необходимо увязать с анализом производственной программы.
- Программные вопросы по курсу: «Экономика предприятий торговли и общественного питания»
- 1.Анализ и планирование выручки от продажи в предприятиях торговли и общественного питания
- 5. Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия: понятия, элементы и их взаимосвязь. Факторы, формирующие внутреннюю и внешнюю среду
- 7. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования на предприятии
- 10.Методика анализа оборота розничной торговли. Особенности анализа оборота оптовой торговли, продукции и оборота предприятий общественного питания
- К задачам изучения оборота оптовой торговли относятся:
- 11.Методика планирования издержек производства и обращения по общему объему и по основным статьям
- 12.Методологические основы анализа и планирования прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 13.Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности(афхд) хозяйствующего субъекта торговли и общественного питания.
- 14. Оборот розничной торговли в системе экономических показателей торгового предприятия, его состав, показатели измерения, значение.
- 16. Организация труда работников торговли и общественного питания: сущность, анализ состояния, элементы.
- 17.Оценка финансового состояния предприятий торговли и общественного питания.
- 18.Планирование оборота в предприятиях розничной торговли. Особенности планирования оборота в предприятиях оптовой торговли, продукции и оборота в общественном питании.
- 19.Понятие заработная плата и ее функции. Организация заработной платы на предприятиях торговли и общественного питания, подходы, элементы, структура заработной платы.
- 20. Понятие конъюнктуры рынка, показатели и характеристики. Емкость потребительского рынка: понятие, факторы, определяющие развитие, методы расчета.
- К показателям конъюнктуры рынка относятся:
- 21.Понятие, модель и показатели экономического потенциала торгового предприятия.
- 22.Понятие, нормирование труда, нормы труда: функции, классификация, роль в управлении хозяйственной деятельности. Методы разработки норм
- 23.Понятия предприятий торговли и общественного питания, и особенности их функционирования. Цели, задачи, функции, классификация хозяйствующих субъектов в торговле и общественном питании.
- 24.Потребительский рынок: понятие, классификация, особенности, объективные причины и условия его развития.
- 25.Прогнозирование, его понятие, виды, типы и методы
- 27.Рентабельность: понятие, значение, система показателей и ее характеристика
- 29. Сущность, необходимость и особенности планирования на предприятии в современных условиях
- 30. Товарное обеспечение предприятий торговли и общественного питания, понятия, анализ и планирование. Особенности планирования товарного обеспечения в предприятиях общественного питания.
- 31. Управление ликвидностью и платежеспособностью предприятия.
- 33.Формирование, распределение и использование прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.
- 34.Экономическая сущность оборота оптовой торговли, его виды и показатели измерения.
- 35.Экономическая природа издержек производства и обращения, их значение, классификация и показатели измерения.
- 36.Экономическая сущность товарных запасов; их значение, классификация и показатели измерения.
- 37.Экономическая сущность прибыли, ее функции, виды и значение. Факторы, влияющие на образование прибыли.
- 39. Ассортиментная политика торгового предприятия, понятие и ее роль. Факторы влияющие на неё. Торговый ассортимент: понятие, характеристика, факторы его определяющие и порядок формирования
- 40.Имидж торгового предприятия, его понятие, правила и этапы формирования.
- 41. Использование маркетинга в коммерческой деятельности.
- 42.Коммерческая деятельность по организации сбытовой политики, ее сущность и задачи. Действующие лица в сбытовой цепочке.
- Цели отдела закупок любой производственной или торговой фирмы:
- 44 Методы сбыта и выбор оптимального канала сбыта.
- 45. Покупательский спрос, его понятие и классификация. Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
- 46.Понятие и составляющие качества торгового обслуживания и культуры торговли. Факторы влияющие на них
- 47. Понятие оптовой торговли, ее особенности и функции, структура, в условиях формирования рыночных отношений.
- 48. Предпринимательская деятельность на потребительском рынке, ее содержание, виды
- 49.Предприятия общественного питания, их специализация и типизация
- 50.Прямые коммерческие связи, их характеристика.
- 51.Розничная торговая сеть, ее виды и классификация, тенденции развития.
- 52.Современные формы и методы розничной продажи, их характеристика. Самообслуживание, его достоинства и показатели эффективности.
- 53.Содержание торгово-технологического процесса, его варианты, структура, их характеристика и принципы организации
- 54.Сущность и понятие коммерческих связей. Порядок заключения, изменения, расторжения и содержание договора купли-продажи.
- 55.Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности, их характеристика
- 56.Тендерные продажи и закупки их особенности. Закупка на оптовых ярмарках и оптовых рынках.
- 57.Типы и виды оптовых организаций по торговле товарами народного потребления.
- 58.Услуги, предоставляемые покупателям в предприятиях торговли и общественного питания. Их характеристика.
- 59.Формы и организация товароснабжения торговых предприятий Основные требования к рациональной организации товароснабжения.
- 60. Формы и этапы организации предпринимательской деятельности.
- 61.Франчайзинг, сущность, его виды и использование на российских предприятиях.
- 62. Законы организации, их характеристика
- 63. Классификация стратегий развития предприятий, инструменты их выбора.
- 64. Коммуникации в управлении организацией
- 65. Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
- 66. Общие функции управления и методы управления
- 67. Подходы к теории лидерства.Их характеристика
- 69. Управление конфликтами в предприятии
- 70. Управленческие решения и их разновидности. Факторы, влияющие на принятие рациональных решений.
- 71. Характеристика механистических структур и условия эффективного их использования.
- 72. Характеристика органических структур и условия эффективного их использования.
- 73. Цели и задачи управления. Формирование системы хозяйственных целей и построение дерева целей.
- 74. Анализ маркетинговой деятельности предприятия. Оценка факторов маркетинговой макросреды предприятия.
- 76. Выбор целевого рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Позицирование товара и прогнозирование сбыта в целевых сегментах.
- 77. Кабинетные маркетинговые исследования. Анализ потенциала предприятия и анализ конкурентов
- 78. Коммуникационная политика в сфере услуг,
- 79. Конкуренция, конкуренты, конкурентоспособность в системе маркетинга. Методика исследования конкуренции на рынке.
- 80. Концепции операционного и стратегического маркетинга. Значимость маркетинга для предприятия. Основные направления маркетинговой деятельности предприятия.
- 81. Маркетинговая среда: основные факторы микросреды и макросреды предприятия.
- 82. Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Критерии и методы сегментирования рынка. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.
- 83. Маркетинговые технологии разработки целевого рынка: сегментирование рынка, отбор рыночных сегментов, позиционирование, выбор стратегии выхода на рынок.
- 84. Международные модели маркетинга услуг .Их характеристика
- 85. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг
- 86. Основы стратегического брендинга. Принципы создания конкурентоспособного бренда . Законы брендинга
- 87. Оценка рыночной адекватности товара: аналитические и многомерные модели. Жизненный цикл товара и его влияние на прибыль. Формирование политики предприятия.
- 89. Покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения, характеристики покупателей, процесс принятия решений о покупке.
- 94. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 95. Товар и товарная политика в системе маркетинга. Жизненный цикл товара. Маркетинговые усилия на разных этапах жизненного цикла товара.
- 96. Программные вопросы по курсу: «Ценообразования и налогообложения»
- 97. Налогообложение юридических лиц (налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды).
- 98. Специальные налоговые режимы и их роль (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход)
- 99. Тактика фирмы в области ценообразования в рыночных условиях, формирование исходной цены, ее корректировка, использование льгот и системы скидок.
- 88. Планирование сегментации рынка, эффект и принципы сегментации. Критерии сегментации потребительских и промышленных рынков.