3.2. Анализ конъюнктуры товарного рынка
Конъюнктура – это система взаимосвязанных элементов, которые рассматриваются в динамике. Это ситуация, которая сложилась в определенный момент времени на определенном рынке.
Рассмотрим конъюнктуру рынка теплоизоляционных материалов в городе Белгороде.
До сентября 2008 российский рынок теплоизоляционных материалов, в частности, XPS, показывал бурный рост. Сегодня - присутствуют панические настроения на фоне резкого снижения спроса и платежеспособности. Тем не менее, среднесрочный тренд развития строительного рынка, включая сегмент теплоизоляционных материалов, После «жесткой посадки» рынок продолжит свое развитие.
В октябре-ноябре 2008 года компания IndexBox провела исследование рынка теплоизоляционных материалов. Подготовка отчета по времени совпала с непростым периодом для отрасли строительных и конструкционных материалов, обусловленного начавшейся рецессией мировой экономики.
До сентября 2008 года российский рынок строительных материалов показывал бурный рост, в 2009 году на рынке присутствовали панические настроения на фоне резкого снижения спроса и платежеспособности. Тем не менее, среднесрочный тренд развития строительного рынка, включая рынок теплоизоляционных материалов, имеет повышательную тенденцию. В данной статье мы будем исходить из того, что фундаментальные факторы развития российской экономики критическим образом не изменились, и после «жесткой посадки» строительный рынок продолжит свое развитие.
Таблица 3.2.
Динамика ввода в действие жилых домов, 2007-2008 гг.
Январь – сентябрь, 2008 | Январь – сентябрь, 2007 | ||
млн. м2 общей площади | в % к соответствующему периоду прошлого года | млн. м2 общей площади | в % к соответствующему периоду прошлого года |
35,2 | 105,6% | 33,9 | 130,9% |
Рис 3.2. Конъюнктура рынка теплоизоляционных материалов, 2006–2015F гг.
Основные макроэкономические факторы, влияющие на рынок теплоизоляционных материалов.
До июня 2008 года на рынке строительства жилой недвижимости складывалась достаточно благоприятная ситуация. По данным Росстата, в 2007 г. было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 60,4 млн. м2, что составило 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в то время как в 2006 г. темп роста жилищного строительства к 2005 г. составлял 116,1%.
По данным Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2007 году составил 3293,3 млрд. рублей или 118,2% к уровню 2006 года, в декабре 2007 года — 468,9 млрд. рублей и 125,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
Однако летом 2008 года ситуация кардинально изменилась: в середине года строительный рынок столкнулся с кризисом продаж. Темпы роста строительства резко замедлились к середине года. Всего в России за январь-сентябрь 2008 года введено в строй 35,2 млн. м2 жилой недвижимости. Это больше, чем по итогам соответствующего периода 2007 года, когда было введено 33,9 млн. м2, однако темпы роста на рынке существенно (в 6 раз) упали: 5,6% за январь–сентябрь 2008 года против 30,9% в тот же период 2007 года.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Московской области, где введено 10,4% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае - 7,3%, Республике Татарстан - 4,7%, Москве - 4,6%, Республике Башкортостан - 4,1%, Ростовской области - 3,9%, Санкт-Петербурге - 3,8%, Тюменской области - 3,1%, Свердловской и Челябинской областях - по 2,7%, Омской области - 2,4%. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил 49,7%. При значительных объемах жилищного строительства в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодарском крае в текущем году происходит снижение ввода жилья по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, которое оказало значительное влияние на темп роста ввода жилья в целом по России. В январе–сентябре в Москве снижение составило 54,4%, Санкт-Петербурге - 4,4%, Московской области - 2,7% и Краснодарском крае - 1,1%.
Резкое снижение темпов строительства зафиксировано во всех без исключения федеральных округах России.
Падение объемов ввода жилья связано, прежде всего, с ужесточением условий ипотечного кредитования. Многие банки приостановили выдачу ипотечных средств, строители ощутили снижение спроса на готовые квартиры, а многие строительные товары, еще недавно бывшие в большом дефиците, – лежали на складах невостребованными.
Для оценки влияния внешних факторов на рынок XPS аналитики IndexBox прибегли к методу STEP-анализа. STEP является аббревиатурой названия факторов, влияющих на рынок: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
Политические факторы:
Все действующие российские производители плит ХРS на данный момент используют в качестве вспенивающего агента смесь хладонов. Международные экологические нормы, действующие в этой сфере (Монрвальское соглашение), ограничивают или запрещают производство ряда озоноактивных хладонов. Использование в качестве вспенивающего агента смеси на основе двуокиси углерода ограничивается другим международным экологическим соглашением – Киотским. Этот протокол ограничивает использование так называемых парниковых газов (СО3, СН4, НFСs, РFСs, N2О, SF2), налагает количественное ограничение на ратифицировавшие его страны, обязывая их снизить в 2010 году средний уровень выбрасываемых в атмосферу перечисленных газов до 5,2% от уровня 1990 года. Следует отметить, что в 2009 году этот показатель в РФ оценивается как 75-80% от уровня 1990 года.
Спрос на теплоизоляционные материалы в жилищном и промышленном строительстве во многом зависит от наличия разрешений на использование материала и соответствие его требованиям пожаробезопасности, ХРS относится к слабогорючим материалам (по СНиП 21-07-07), к группе Г1 (по ГОСТ 30244), но при этом многие специалисты считают его применение в строительстве недопустимым по причине низкой пожаробезопасности. Данное обстоятельство, трактуемое производителями как «слух» и опровергаемое сертификатами пожарной безопасности, тем не менее, значительно влияет на уровень спроса – большинство проектировщиков отдают предпочтение базальтовой вате.
Экономические факторы:
Изменение цены на нефть сказывает влияние на стоимость производства теплоизоляционных материалов. При повышении цены на нефть – себестоимость теплоизоляционных материалов растет, при понижении – снижается. В ноябре 2008 года цена на нефть снизилась до 60 долл. за баррель.
Основными агентами спроса на теплоизоляционные материалы является жилое, нежилое строительство и дорожный сектор. Рост объемов строительства потенциально может увеличивать спрос на теплоизоляционные материалы. Однако емкость данного рынка не будет реализована в краткосрочной перспективе. В условиях финансового кризиса строительный комплекс испытывает недостаток потребительского спроса. По прогнозам аналитиков IndexBox, рост прошлых периодов возобновится только спустя 1,5-2 года. Дорожное строительство на 100% находится в ведении государства, и на данный момент не приходится говорить о рыночных факторах в этом секторе.
Под влиянием мирового финансового кризиса темпы роста строительства во второй половине 2008 года существенно замедлились, что привело к затовариванию многих рынков строительных материалов. Данный фактор может повлиять и на рынок теплоизоляционных материалов, который еще в конце 2007 года ощутил недостаток спроса и перепроизводство. По мнению экспертов, недостаток спроса сократит количество производителей – в первую очередь, рынок покинут небольшие фирмы, начавшие производить теплоизоляционные материалы в 2007 году, на волне растущего спроса. Процесс сокращения количества игроков начался уже в середине 2008 года и продолжался в 2009 году.
Социокультурные тенденции:
Исторически сложившаяся ситуация на рынке теплоизоляционных материалов в РФ в любой кризисной ситуации гарантирует спрос, в первую очередь, на базальтовую вату, во вторую – на стекловату и лишь в последнюю – на полистирольные виды утеплителей. Это связано с тем, что данные материалы появились на рынке недавно и не имеют существенной ценности для строителей. Высокий спрос на них в предыдущие годы был вызван общим подъемом строительства и маркетинговыми усилиями производителей, продвигавших свою продукцию. По мнению экспертов со смежных рынков теплоизоляции, в условиях затянувшегося кризиса – рынок ХРS может перестать существовать.
Технологические инновации:
Физические свойства теплоизоляционных материалов ограничивают области его применения. В частности, в 2009 году теплоизоляционные материалы не рекомендовалось применять для утепления фасадов и кровель по причине его пожароопасности и низкой паропроницаемости. Производители теряли значительные сегменты спроса, которые могли бы быть охвачены в случае совершенствования материала.
Технологические разработки в отрасли проводились лишь крупными игроками, которые стремились составить максимально возможные отрасли потребления.
Основной фактор, оказывающий влияние на рынок теплоизоляционных материалов, в 2009 году – экономический, который выражается в мировом финансовом кризисе и первых признаках рецессии национальной экономики. По итогам 2008 года рост промышленного производства в России не превышает 5,2%. Недостаток спроса на теплоизоляционные материалы который отмечается на рынке уже около 2 лет, привел к сокращению объемов производства и импорта по итогам 2008 года. В 2009–2010 годах количество производителей на рынке сократилось, и конъюнктура стала более благоприятной. Ожидается, что к концу 2011 года спрос достигнет уровня 2007 года.
- Содержание
- Глава1. Теоретические основы коммуникационной политики 6
- Глава 2. Краткая характеристика зао «знОиМ: бктм» 35
- Глава 3. Комплексный анализ маркетинговой среды предприятия 44
- Глава 4. Разработка маркетинговой стратегии по улучшению коммуникационной политики на зао «знОиМ: бктм» 70
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы коммуникационной политики.
- Сущность коммуникационной политики предприятия
- Элементы маркетинговых коммуникаций
- Достоинства и недостатки элементов коммуникационного комплекса
- Реклама
- Персональная продажа
- 1.4.3. Стимулирование сбыта
- 1.4.4. Связи с общественностью
- Синергичное использование элементов коммуникационного комплекса
- Формирование рекламного бюджета
- Глава 2. Краткая характеристика зао «знОиМ: бктм»
- Глава 3. Комплексный анализ маркетинговой среды.
- 3.1. Анализ макросреды
- 3.2. Анализ конъюнктуры товарного рынка
- Структура рынка
- Основные игроки рынка теплоизоляционных материалов
- География рынка
- Перспективы развития
- 3.3. Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия
- 3.3.1 Организационная структура зао «знОиМ: бктм»
- 3.3.2. Swot-анализ предприятия
- Глава 4. Разработка маркетинговой стратегии по улучшению коммуникационной политики на зао «знОиМ: бктм»
- 4.1 Описание общих предложений
- 4.2 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий
- Заключение
- Список литературы