logo
Курсовая п同学

3.3.2. Swot-анализ предприятия

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. SWOT-анализ является этапом разработки маркетинговой стратегии

Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности фирмы (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т).

На пересечении SW с OT проставляется экспертная оценка их взаимного влияния в баллах. Итоговая сумма баллов по строкам и столбцам показывает приоритетность учета того или иного фактора при формировании стратегии.

По итогам SWOT-анализ составляется матрица стратегических мероприятий:

SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;

WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избегания угроз;

WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз.

Чтобы на практике избежать возможных ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа, необходимо соблюдать несколько правил.

По возможности максимально конкретизировать сферу проведения SWOT-анализа. При проведении анализа, охватывающего весь бизнес, его результаты, скорее всего, будут слишком обобщенными и бесполезными для практического применения. Фокусирование SWOT-анализа на положении компании в разрезе конкретного рынка/сегмента даст намного более полезные для практического применения результаты.

Соблюдать корректность при отнесении того или иного фактора к силам/слабостям или возможностям/угрозам. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании. Возможности и угрозы описывают ситуацию на рынке и неподвластны прямому влиянию менеджмента.

SWOT-анализ должен показывать реальное положение и перспективы компании на рынке, а не внутреннее их восприятие, поэтому сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если они (или их результат) именно таким образом воспринимаются внешними покупателями и партнерами. Они должны соответствовать объективно существующим отличиям продуктов компании от конкурентов. Ранжировать силы и слабости необходимо в соответствие с их важностью (весомостью) для покупателей и включать в SWOT-анализ необходимо лишь наиболее важные.

Качество SWOT-анализа напрямую зависит от объективности и использования разносторонней информации. Нельзя поручать его проведение одному человеку, потому что информация будет искажена его субъективным восприятием. При проведении SWOT-анализа должны учитываться точки зрения всех функциональных подразделений компании. Кроме того, все выявленные факторы обязательно должны быть подтверждены объективными фактами и результатами исследований.

Необходимо избегать пространных и двусмысленных формулировок. Чем конкретнее формулировка, тем понятнее будет влияние этого фактора на бизнес компании сейчас и в будущем, тем большую практическую ценность будут иметь результаты SWOT-анализа.

Определим сильные и слабые стороны ЗАО «ЗНОиМ: БКТМ»:

Таблица 3.3.2.1

Сильные и слабые стороны предприятия

Параметры

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация

  • наличие большого количества подразделений, которые четко отвечают по своим обязанностям

  • незаинтересованность некоторых кадров в процветании предприятия

Производство

  • высокое качество производимой продукции

  • соответствие всем стандартам

  • большой ассортимент продукции

  • незаинтересованность некоторых кадров в качественном изготовлении продукции

Финансы

  • финансовая стабильность

Кадры

  • низкая текучка кадров

  • подготовка персонала

  • повышение квалификации персонала

  • стабильная заработная плата

  • нехватка сотрудников профессий типа «слесаря по вентиляции», «грузчики по отгрузке продукции» и т.п.

Маркетинг

  • известная марка предприятия

  • достаточно хороший отдел рекламы

Сильнейшее влияние на деятельность рассматриваемого объекта, оказывают макроэкономические факторы. Эти факторы оказывают не прямое, а косвенное воздействие, в основном через их влияние на уровень платежеспособного спроса.

Проведем анализ возможностей и угроз предприятия

Таблица 3.3.2.2

Возможности и угрозы

Фактор

Возможности

Угрозы

Спрос

С ростом доходов населения увеличивается спрос на товары.

Появление новых предприятий в этой отрасли может привести к снижению спроса на продукцию.

Предложение

Увеличение предложения за счет усовершенствования производимой продукции и внедрения новой.

Экономический фактор

Высокие налоги, а так же инфляция снижают покупательскую способность.

Политический фактор

Нестабильная политическая обстановка в стране может повлечь снижение спроса.

Социально - демографический фактор

Увеличение населения, а следовательно увеличение строительства повлечет увеличение покупательского спроса.

И наоборот, отток населения, повлечет снижение спроса.

Природные и экологические

Заморозки ведут к приостановлению строительства, что повлечет снижение спроса.

Построим расширенную SWOT матрицу (таблица 3.3.2.3)

Таблица 3.3.2.3

Расширенная SWOT матрица

Возможности

  1. Рост доходов населения увеличит спрос на товары

  2. Можно увеличить предложение за счет усовершенствования производимой продукции и внедрения новой

  3. Увеличение населения, а, следовательно, увеличение строительства повлечет увеличение покупательского спроса.

Угрозы

  1. Увеличение числа конкурентов

  2. Нестабильная политическая ситуация

  3. Высокие налоги, инфляция.

Сильные стороны

  • наличие большого количества подразделений, которые четко отвечают по своим обязанностям;

  • высокое качество производимой продукции;

  • соответствие всем стандартам;

  • большой ассортимент продукции;

  • финансовая стабильность;

  • низкая текучка кадров;

  • подготовка персонала;

  • повышение квалификации персонала;

  • стабильная заработная плата;

  • известная марка предприятия;

  • достаточно хороший отдел рекламы.

Слабые стороны

  • незаинтересованность некоторых кадров в процветании предприятия;

  • незаинтересованность некоторых кадров в качественном изготовлении продукции;

  • нехватка сотрудников профессий типа «слесаря по вентиляции», «грузчики по отгрузке продукции» и т.п.

Исходя из проделанного анализа, можно сделать следующие выводы:

Предприятие имеет высокую конкурентоспособность, наблюдаются перспективы развития. За долгие годы существования предприятие приобрело прочную репутацию на рынке теплоизоляционных материалов. Предприятие финансово устойчиво.

В общем можно сделать вывод, что ЗАО «ЗНОиМ: БКТМ» достаточно серьезное предприятие, у которого есть перспективы развития.