Воспринимаемое качество
Воспринимаемое качество отражается индексами (показателями) J. D. Power, которые измеряют реакцию потребителей на покупку новой автомашины. В 1992 г. марка Saturn занимала четвертое место (после Lexus, Infinity и Cadillac) по показателю удовлетворенности продажами (J. D. Power Sales Satisfaction Index - SSI), измеряющему отношение клиентов к продавцам, деятельность по поставкам и исходное качество продукции. Кроме того, в 1992 г. Saturn оказался третьим по показателю удовлетворенности клиента (J. D. Power Customer Satisfaction Index - CSI), отражающему качество продукции и уровень обслуживания дилером по завершении первого года эксплуатации автомобиля. Две марки, Lexus и Infinity, которые в 1992 г. обошли по этому показателю Saturn, имели по сравнению с ним значительно более высокие прейскурантные цены [6]. Заслуживает внимание то обстоятельство, что качество автомобиля Saturn по двум названным показателям/. D. Power было подтверждено в 1993, 1994 и 1995 гг., и фактически в 1994 г. Saturn по показателю SS/nepe-двинулся на третью позицию, и, что замечательно, уже на первое место в 1995 г.
Другой показатель воспринимаемого качества используется на рынке дилеров. В 1993 г. предлагаемая розничная цена Saturn выпуска 1991 г. была в среднем на 5% выше первоначальной прейскурантной цены, в то время как цена Honda Civic — в среднем на 5% ниже цены, первоначально указанной в прайс-листе. Цены для дилеров моделей Toyota и Nissan выпуска 1991 г. упали еще ниже [7].
Исследования рынка показали, что марка Saturn хорошо воспринимается покупателями автомобилей. Когда модели Saturn не исполнилось еще и года, посетители автосалонов, не имея возможности ознакомиться с ее прейскурантной ценой, предполагали, что она должна быть на $3-5 тыс. выше [8]. Сам автомобиль воплощает в себе высокое качество.
Лояльность к бренду
Опрос клиентов, проводившийся на дому, дал возможность непосредственно измерить их лояльность к бренду. В 1994 г. 87% покупателей автомобилей Saturn сказали, что они, несомненно, порекомендовали бы эту марку своим знакомым; был достигнут процентный уровень, который после первого года присутствия марки на рынке постоянно превышал планку в 80% [9]. Показатели CSI и SSI отражают как лояльность к бренду, так и его воспринимаемое качество.
Ряд примеров свидетельствует, что некоторые владельцы Saturn испытывают сильную привязанность к своим автомобилям. Когда один дилер вывесил на стене салона фотографии покупателей, сделанные с помощью Polamid, то клиенты, купившие Saturn до того, как произошла съемка, настояли на том, чтобы и их фотографии были прикреплены к стенду вместе с другими снимками. Одна семейная пара сыграла свадьбу в автомобиле Saturn, Некоторые владельцы Saturn выразили желание представлять свои модели на автомобильных выставках. Существуют так называемые кружки любителей Saturn (Saturn groupies) компьютерной сети Pmdigy. Эти истории заставляют вспомнить о феномене 1960-х гг. — марке Volkswagen Beetle.
- Saturn — это сильный бренд?
- Воспринимаемое качество
- Осведомленность о бренде
- Ассоциации с брендом
- Миссия: товар мирового класса
- Отзыв неисправных автомобилей в 1993 г.
- Командный подход: «другой тип компании»
- Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
- Организация «домашнего слета» компанией Saturn
- Стратегия розничных продаж
- Розничные продавцы Saturn как создатели бренда
- Иной тип компании — иной тип автомобиля
- Создание капитала бренда
- Удержаться на плаву
- Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
- Привязка названия gm к бренду Saturn
- Оценивая историю создания бренда Saturn
- Вопросы для обсуждения