Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
Вторая группа сложных вопросов включает взаимоотношения между компаниями General Motors и Saturn. Следовало ли GM поддержать Saturn, радикально осовременив дизайн, расширив производственные мощности (первоначально ограниченные выпуском 300 тыс. автомобилей в год) и, что самое важное, включив в ассортимент среднюю по габаритам модель автомобиля для конкуренции с марками Honda Accordvi Ford Taurus? Такие капиталовложения могли бы составить миллиарды долларов (на первоначальной стадии создание предприятия Saturn и выпуск автомобиля под этой маркой были оценены в $5 млрд), а ведь это далеко не единственный объект, настоятельно требующий ресурсов General Motors [11].
По многим позициям такие решения, похоже, принимались необоснованно. Но все же в конце концов с помощью бренда Saturn компания General Motors померилась силами с корпорациями Honda, Toyota и Nissan и оказалась в выигрыше. Исследования показали, что более 70% продаж автомобилей Saturn пришлось на покупателей, которые прежде не приобретали продукцию General Motors, и большую часть клиентов, которые ранее покупали импортные автомобили [12].
Со временем компания Saturn развила свои сильные стороны, которые, вероятно, будут поддержаны соответствующим менеджментом и уровнем капиталовложений. Отсюда очевидный курс — поддержать победителя и идти с ним вперед.
Тем не менее компания General Motors стоит перед трудным выбором. Дело в том, что Saturn долго не мог создать предпосылки для получения прибыли. Это во многом было связано с тем, что: во-первых, компания конкурирует в изначально низкоприбыльной сфере бизнеса; во-вторых, объем продаж по-прежнему незначителен; в-третьих, показатели Saturn все еще находятся в низкой точке «кривой опыта». Несмотря на то, что «черная полоса» для Saturn закончилась в 1993 г., приемлемый уровень показателя ROI до сих пор не достигнут. Имея сравнительно низкие показатели прибыли, тяжело бороться за ресурсы и новые продукты внутри компании General Motors. Действительно, в 1993 г. продажи Saturn снизились, когда GM основательно срезала расходы на рекламу, не дав осуществиться плану по дополнительному привлечению дилеров (в то время компания Saturn имела только 285 магазинов, обслуживавших около 60% американского рынка) и отложив планы, связанные с обновлением дизайна автомобиля и добавлением в его салон предохранительных воздушных подушек для пассажиров.
General Motors должен также принимать в расчет и Chevrolet, который долгое время позиционировался GM как приоритетный автомобильный бренд. После падения объема продаж в начале 1990-х гг. Chevrolet выглядел безнадежно с точки зрения новизны своих моделей и лишился части капиталовложений GM, которые пошли на поддержку бренда Saturn. Управленцы Chevrolet, естественно, предполагали, что Saturn должен позаимствовать марочное имя Chevrolet. Общее мнение более трезво мыслящих исследователей склонялось к тому, что «феномен Saturn» в этом случае не состоялся бы. Нынешний Chevrolet, который должен был бы стать здоровой конкурентоспособной маркой, особенно на рынке средних по размеру машин, бросает тень на бренд Saturn.
Также стратегией General Motors могло стать использование бренда Saturn с целью внедрения новаторского подхода в другие свои подразделения, выполнения миссии «проводника знаний, технологий и опыта во все подразделения General Motors». Стратегия Oldsmobile заключается в «сатурнизации» самой компании. Для этого используются Vision Centre, а также программы переподготовки продолжительностью в одну неделю для персонала Oldsmobile и его примерно 3 тыс. дилеров — в основном работников Saturn. Практика создания команд и занятия по проблемам взаимодействия с клиентами, специальный курс, который дилеры обязаны были посетить перед началом продаж новой модели Aurora, — все было задумано таким образом, чтобы воспитать у дилеров культуру взаимоотношений с клиентами Saturn и создать рабочую атмосферу в команде. Практика использования «упрощенного ценообразования» (когда дилеры предлагают цены без уторговывания и скидок на автомобиль, снабженный наиболее ходовыми вариантами выбора) была направлена на то, чтобы включить в политику организации один из наиболее заметных аспектов опыта Saturn.
Распространить феномен Saturn в рамках Oldsmobile и других подразделений GM будет нелегко хотя бы потому, что он основан не на программах, а на философии целой организации. Другие подразделения должны бороться для осуществления перемен вопреки инерции организационных систем, давлению конфронтационных профсоюзов, установившейся структуре дилерской сети и системе культурных ценностей. При этом многие завидуют успеху компании Saturn.
- Saturn — это сильный бренд?
- Воспринимаемое качество
- Осведомленность о бренде
- Ассоциации с брендом
- Миссия: товар мирового класса
- Отзыв неисправных автомобилей в 1993 г.
- Командный подход: «другой тип компании»
- Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
- Организация «домашнего слета» компанией Saturn
- Стратегия розничных продаж
- Розничные продавцы Saturn как создатели бренда
- Иной тип компании — иной тип автомобиля
- Создание капитала бренда
- Удержаться на плаву
- Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
- Привязка названия gm к бренду Saturn
- Оценивая историю создания бренда Saturn
- Вопросы для обсуждения