Удержаться на плаву
Однако перед компанией General Motors (GM) встает целый комплекс проблем. В какой-то степени создать компанию Saturn было легче, чем поддерживать ее. Разработка такой агрессивной стратегии и претворение ее в жизнь является мощным стимулом. Но что произойдет, когда конкуренты воспроизведут (или будут способны воспроизвести) некоторые из ключевых аспектов взаимоотношений с клиентами, например, установление цены без уторговывания? Когда товар устареет и прекратятся бурные дни работы на пределе производственных возможностей? Когда качество товара будет превышено конкурентами, выбравшими «мишенью» угасающий бренд Saturn? Когда Saturn будет лишен возможности получать преимущество в приобретении ресурсов у GM? В случае, когда для компании Saturn создастся неблагоприятная обстановка, возникнет реальная задача по управлению нормами поведения, продвижению ценностей, созданию символов и ролевых моделей.
Табл. 2-1 также отображает одну из ключевых оперативных проблем, с которой сталкивается Saturn. По мере созревания марки важной задачей становятся поддержание необходимого уровня осведомленности о ней и стимулирование связанных с ней ассоциаций. Стадия внедрения имела, присущую ей интересную интригу, особенно после принятого решения продвигать в рекламных сообщениях вместо товара ценности компании. Бренд получил выгоды благодаря паблисити, рекламе «из уст в уста» и интересу, вызванному рекламным сообщением. По мере становления зрелости бренда Saturn будет проявляться тенденция к его «увяданию» среди многочисленных брендов, представленных на рынке. Менеджмент должен вести серьезную борьбу за то, чтобы сохранить бренд свежим, интересным и приметным. Важной задачей станет продолжение выхода к покупателям с сообщением, позиционирующим Satom как отличную от других компанию. К сожалению, на стадии внедрения отсутствовал сильный визуальный символ, который вобрал бы в себя корпоративный дух и приверженность компании. У Saturn нет сильного визуального решения, способного со временем «дорасти» до таких образов, как страна Marlboro, одинокий ремонтник Maytag, человечек Michelin, или даже до модного логотипа Apple. Логотип и марочное имя, ассоциируемые с ракетой Saturn, вряд ли окажутся полезными для этих целей. По причине отсутствия такого визуального образа Saturn должен искать способы донести свою философию до покупателей, особенно — до тех, которые не встречались с рекламой или уже забыли рекламировавшиеся ранее сообщения.
.
Наиболее важной работой, которую повседневно приходится выполнять компании Saturn, является поддержание уровня воспринимаемого качества. Если энтузиазм рабочих спадет, то, как это происходит повсеместно, концепцию работы в командах будут критиковать. Сохранять равную уверенность в период успеха (когда опасность провалиться не столь высока) и в неустойчивой ситуации чередования падений и подъемов не так-то и легко. Вдобавок индикаторы качества (такие как индексы/. D. Power, позволяющие измерять первичный уровень удовлетворенности потребителя от покупки автомобиля и отношение дилеров к работе с маркой) требуют постоянного сосредоточенного внимания к поддержанию уровня воспринимаемого качества. Многочисленные конкуренты будут пытаться достичь очень высоких показателей Saturn по индексам/. D. Power. И хотя сохранить их нереально, данные высокие оценки указывают на важное место показателя качества.
Другой задачей является воспитание гордости за бренд и культивирование его харизматических характеристик, влияющих на достигнутый уровень лояльности к бренду Saturn. Nintendo, Harley-Davidson, Apple и легендарный VWBeetle — все эти бренды сохранили высокий уровень приверженности благодаря поддерживаемому образу сильной «личности» бренда и созданию атмосферы коллективного участия. Некоторые розничные торговцы Saturn организовывали различные мероприятия для владельцев автомобилей и применяли другие способы их привлечения; однако лояльность к бренду Saturn основывается на концепции, согласно которой товар и организация — «иные». Поддерживать эту реальность и искать способы ее реализации — трудная, но вместе с тем и важная задача.
Культурные ценности, накопленные в розничной торговле компанией Saturn, должны пройти испытание временем. Они отлично приживутся в случае успешного внедрения и дальнейшей поддержки. Когда организация испытывает трудные времена (что случается неизбежно), эти культурные ценности поддерживать значительно сложнее. Кроме того, на рынке действует много конкурирующих автомобильных дилеров, которые рано или поздно попытаются подражать Saturn. Подражателями могут стать и розничные торговцы Saturn, которые будут осуществлять дилерство других брендов и таким образом перенесут на них опыт работы в Saturn. Даже неумелые подражатели могут поколебать позиционирование Saturn, усложнив задачу по дифференциации бренда.
- Saturn — это сильный бренд?
- Воспринимаемое качество
- Осведомленность о бренде
- Ассоциации с брендом
- Миссия: товар мирового класса
- Отзыв неисправных автомобилей в 1993 г.
- Командный подход: «другой тип компании»
- Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
- Организация «домашнего слета» компанией Saturn
- Стратегия розничных продаж
- Розничные продавцы Saturn как создатели бренда
- Иной тип компании — иной тип автомобиля
- Создание капитала бренда
- Удержаться на плаву
- Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
- Привязка названия gm к бренду Saturn
- Оценивая историю создания бренда Saturn
- Вопросы для обсуждения