logo
Учебник_1

Методические рекомендации

Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки.

Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабаты­ваться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исхо­дящим из точки 0 и постепенно вращающимися по (или против) часо-41

вой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенные на нем магазины (эффект дворника-стеклоочистителя). Как только сумма заказов стертых магазинов достигает вместимости транспорт­ного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты в том случае, когда рас­стояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально прямой.

Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов, при­ведена в таблице 4.9.

Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на по­недельник. Установим исходящий из точки 0 воображаемый луч в го­ризонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24-П и 20-Н). Продол­жая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигает 80 ко­робок. Следующий «стертый» лучом магазин заказал 38 коробок про­дуктов и напитков (магазин № 2). Грузоподъемность автомобиля по­зволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине – (Р = 118 коробок) показывает, что формирование маршрута заверше­но. Используя форму таблицы 4.9, заполним расчеты параметров пер­вого маршрута

Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М:0-29-30-2-1-0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяженность первого маршрута: L = 32 км.

Таблица 4.5 Пример расчета параметров первого маршрута

№ мар­шрута

№ магази­на

Размер заказа,

количество

коробок

Расчеты по маршрутам

П М Н

1

29 30 1 2

16

24

-

20

----

12 20 8 18

М:0-29-30-2-1-0

P = 118 коробок

L = 32 км

T = 32 * 3 + 118 * 0,5 +

+ 15 * 4 = 215 мин.

42

Время автомобиля на маршруте складывается из нескольких сла­гаемых:

время движения автомобиля:

32 * 3 мин/км = 96 мин.; время на разгрузку автомобиля в магазинах:

118 * 0,5 = 59 мин.; время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах: 4 маг. * 15 мин/маг. = 60 мин. Т = 32 * 3 + 118 * 0,5 + 15 * 4 = 215 мин. Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (табл. 4.6)

Таблица 4.6 График работы транспорта

1-я поездка

3-я поездка

2-я поездка

1

1

8:00

11:35

2

12:05

И т.д.

Собств.

8:00

8:00

И т.д.

Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяжен­ности этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оп­лачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 часов в день (меньше 6 часов штраф, более 8 часов – сверхурочная оплата).

43

Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен воз­врат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.

После составления графика по форме приложения 6 рассчитыва­ются общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.

В завершение деловой игры команды составляют план выполне­ния заказов таблица 4.12 и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в таблица 4.13.

Конспект основных условий деловой игры

1. Товар:

2. Транспорт:

3. Временные условия:

4. Стоимостные условия:

- собственные автомобили (условно постоянные расходы – 300 руб. в день за автомобиль, условно переменные расходы – 15 руб. за 1 км пробега);

44

5. Штрафы:

Таблица 4.7 Координаты магазинов*

№ магазина

Координаты магазина

X

Y

1

19

9

2

25

6

3

28

4

4

27

2

5

20

5

6

18

2

7

16

7

8

13

3

9

9

2

10

11

7

11

4

4

12

6

7

13

2

8

14

12

9

15

4

11

16

8

12

17

2

14

18

8

15

19

13

12

20

12

15

21

15

14

22

16

17

23

18

12

24

20

16

25

23

17

26

23

14

27

27

16

28

30

15

29

24

10

30

28

8

* Координаты распределительно

го центра: X – 16 ;Y – 10.

45

Ведомость заказов магазинов

Таблица 4.8

№ маг.

Понедельник

Вторник

Сред

а

Четверг

Пятница

П

М

Н

П

М

Н

П

М

Н

-

20 30 12 16 40 30 12 18 30 20 32 16 20 10 16 10 40

-

14 30

-20

-

-

20 24

-

-20

П

М

Н

П

М

Н

1

-

10

8

-

-

16

20

10

4

-

32

40

-

12

2

20

26

18

24

16

-

48

-

20

8

-

-

8

24

3

44

24

26

48

16

38

40

20

20

10

10

20

22

30

4

10

10

18

-

-

16

16

8

50

8

12

16

-

34

5

26

34

20

40

24

20

34

-

50

10

30

50

-

10

6

32

20

-

30

10

50

24

12

35

10

22

10

10

36

7

20

8

-

34

8

10

12

4

26

16

14

12

8

20

8

20

14

24

20

8

-

40

-

10

4

10

44

-

-

9

28

10

6

-

-

20

28

12

40

10

12

28

12

12

10

40

20

12

40

-

16

20

14

-

-

22

8

6

16

11

44

20

20

28

12

24

50

10

-

-

-

18

10

10

12

24

8

6

20

-

5

40

-

20

12

10

50

-

22

13

30

20

36

18

10

14

-

10

16

10

28

20

8

12

14

20

10

-

-

10

20

30

12

-

-

-

30

12

20

15

16

6

10

12

12

15

20

-

35

18

32

16

-

-

16

10

4

6

20

-

10

16

12

-

-

-

-

20

-

17

46

-

32

18

16

-

22

-

44

32

32

30

10

24

18

14

6

20

28

5

32

20

24

-

-

-

40

-

10

19

12

8

-

10

8

16

14

-

36

-

14

30

16

-

20

24

8

-

-

10

12

30

10

30

-

16

48

7

16

21

-

-

40

24

20

-

50

8

40

20

50

16

10

-

22

20

8

12

12

8

14

20

-

12

26

22

-

-

23

10

-

-

20

16

24

14

16

24

-

10

10

10

44

24

10

-

-

50

20

32

10

20

10

-

16

32

-

-

25

14

4

16

14

10

16

-

-

14

10

20

-

-

16

26

34

24

20

20

5

12

40

-

-

-

-

40

40

40

27

30

-

14

46

32

42

-

-

41

-

42

-

-

26

28

20

16

20

20

16

-

20

-

40

40

45

20

4

5

29

16

32

12

16

12

6

20

-

32

8-

-

30

24

24

30

24

16

20

26

6

12

24

16

44

-

16

24

16

20

46

Расчет основных параметров маршрутов

Таблица 4.9

№ мар­шрута

№ магазина

Размер заказа, количество коробок

Расчеты по маршрутам

П

М

Н

1

М: P = L = T =

2

М: P = L = T =

3

М: P = L = T =

И т.д.

М: P = L = T =

47

График работы транспорта

Таблица 4.10

1-я поездка 2-я поездка

3-я поездка

Таблица 4.11 Расчет общих затрат по доставке товаров

Плата за пользование автомобилями, руб.

Итого

Pобщ =

Lобщ=

Cо =

48

План выполнения заказов

Таблица 4.12

Понедельник

Вторник

И т.д.

№ марш.

№ ма-газ.

размер заказа, коробки

№ марш.

№ ма-газ.

размер заказа, коробки

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

И т.д.

49

Таблица 4.13 Анализ результатов планирования доставки заказов

Показатель

Формула расчета

День недели

Всего за не­делю

пн

вт

ср

чт

пт

Общие затраты по доставке заказов, у.д.е.

Собщ

Количество переве­зенного груза, ко­робки

Робщ

Пробег транспорта, км

Lобщ

Количество маршру­тов, ед.

N

Коэффициент ис­пользования грузо­вместимости транс­порта

K = Pобщ / / (N * Q)

Затраты по доставке, приходящиеся на1 км пробега, у.д.е.

CL = Cобщ /

Затраты на перевоз­ку единицы груза, у.д.е.

СP = Cобщ /

/ Pобщ