logo
Учебник_1

Тема 6.2. Рационализация товародвижения продукции

Цель занятия – разработать оптимальный канал распределения продукции и рассчитать экономический эффект от его использования.

Сбытовой канал выполняет определенный набор функций распре­деления, к которым, как правило, относят:

• передачу права собственности на товар от продавца к покупателю. В процессе распределения функции обычно подразделяются на:

  1. коммерческое, начальное распределение, т.е. функции, которые содействуют покупке и продаже, осуществлению передач прав собст­венности и владения;

  2. физическое распределение, т.е. функции хранения, сохранности и транспортировки товара.

Структура канала сбыта:

  1. обычная вертикальная структура (прямой и непрямой каналы);

  1. координированная вертикальная структура: интегрированная, когда контролирует один изготовитель; договорная, когда контроль осуществляют несколько фирм; контролируемая, когда контроль осу­ществляется по всей цепочке (производитель, оптовик, розничный торговец).

Структура каналов распределения (число вертикальных посред­ников), их масштаб (число торговых точек) и стабильность зависят от экономических факторов. Экономические факторы представляют ка-

74

ждый этап в канале распределения, поэтому для достижения экономии необходимо определять оптимальное количество этапов для получе­ния продукции. Одним из направлений достижения экономии являет­ся сокращение числа сделок (операций). Стабильность канала распре­деления достигается при условии выполнения всех функций для удов­летворения, как производителя товаров, так и их покупателя.