logo
Учебник_1

Методические указания

Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:

F1(x) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на едини­цу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;

F2(х) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.

Найденные зависимости позволят определить функцию F(x) – за­висимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капи­тала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) и укажет срок замены транспортного средства.

Таблица 4.14 Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля – 40000 руб.)

Год

Пробег нарастаю­щим итогом, км

Годовые затраты на ремонт, руб.

Рыночная стоимость маши­ны к концу периода, руб.

1

20000

300

34000

2

40000

800

29600

3

60000

1900

25900

4

80000

3000

228000

5

100000

4300

20500

6

120000

5900

18400

51

Количество выполненной работы будем измерять пробегом авто­мобиля.

Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, пред­ставленной в таблице 4.15.

Год

Таблица 4.15 Расчет точки минимума общих затрат

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Для определения F1(х) необходимо:

  1. определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить графу 4 таблицы 2;

  2. определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега авто­мобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчислен­ный нарастающим итогом (т.е. данные гр. 4 табл. 2), необходимо раз­делить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в графу 5, данные которой в сово­купности образуют табличную запись функции F1(х);

  3. для определения F2(х) необходимо определить величину по­требленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимо­стью автомобиля (40000 руб.) и его стоимостью на рынке транспорт­ных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего пе­риода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленно­го капитала вносятся в графу 7 итоговой таблицы.

52

Нужно определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения графы 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Ре­зультаты, образующие множество значений функции F2(х), заносятся в графу 8.

Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные граф 5 и 8, а результаты вписать в соответствующие строки графы 9. Они образуют множество значений целевой функции F(x), минималь­ное значение которой указывает на точку замены автомобиля.

Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в таблице 4.14, либо в соответствии с отдельным вари­антом задания.

Заполнив все графы таблицы 4.15, мы завершили определения функции F1(х), F2(х) и F(x) в табличной форме. Для лучшего же ус­воения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформ­лять и в графической форме.

В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связан­ные с заменой транспортного средства в отличающихся от оптималь­ного сроков.

Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы, используемой в логистических процессах техники и привязке к коли­честву работы, выполненной данной единицей. В нашем примере ко­личество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современ­ных погрузчиках устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.

Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость определяется в результате проведения маркетин­говых исследований, включающих анализ состояния и прогноз разви­тия рынка подержанной техники.

Задание 2. Автомобиль, купленный за 160000 руб., эксплуатиро­вался 10 лет, ежегодно проезжая по 15 тыс. км. Годовые затраты на ремонт приведены в графе 3 таблицы 4.16. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).

53

Необходимо определить срок замены транспортного средства ме­тодом минимума общих затрат.

Таблица 4.16 Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат

Год

1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пробег на­растающим итогом, км

Годовые затраты на ремонт, руб.

Рыночная стоимость машины к концу периода, руб.

2

3

4

15000

1500

135000

30000

2750

125000

45000

3000

115000

60000

4150

105000

75000

5200

95000

90000

6300

85000

105000

7500

75000

120000

9000

65000

135000

12000

55000

15000

13500

45000