logo
Андреева 31-40

По типу связи с респондентом опросы принято разделять на личные, телефонные, почтовые и компьютерные.

При личном опросе происходит очное общение интервьюера с респондентом. Этот тип опроса самый распространенный ввиду своей простоты и очевидности.

При телефонном опросе общение между интервьюером и респондентом происходит по телефону.

Почтовый опрос — опрос, при котором респондент получает список вопросов по почте, а затем по почте отправляет ответы. К почтовым опросам также относятся опросы, проводимые в газетах и журналах.

При компьютерном опросе вопросы выводятся на экран ПК, а ответы респондента сохраняются в памяти компьютера или передаются интервьюеру через Интернет. К компьютерным опросам также относятся опросы, при которых пользователь попадает на сайт и заполняет на нем специальную опросную форму.

По структуре опросы принято разделять на структурированные и неструктурированные.

Структурированный опрос проводится согласно заранее составленной схеме (списку вопросов).

При неструктурированном опросе происходит отклонение от заранее составленной схемы. Например, если респонденту не понравился какой-либо вопрос, или опрос пошел не по заранее составленному сценарию, интервьюер может задать несколько успокаивающих вопросов или досрочно завершить опрос. Кроме того, каждый последующий вопрос может задаваться в зависимости от ответа на предыдущий. Тогда опрос будет считаться неструктурированным.

По частоте проведения опросы принято разделять на однократные и многократные.

В однократном опросе респондент принимает разовое участие. Однократные опросы проводят, как правило, «под проблему», т.е. для решения оперативной задачи.

Многократный опрос происходит на регулярной основе. К многократным опросам может относиться, например, ежемесячный опрос зрительской телевизионной аудитории относительно предпочтений в ТВ-программе.

По числу респондентов опросы принято разделять на групповые и индивидуальные.

В групповом опросе одновременно принимают участие двое или более респондентов. Такие опросы проводят, как правило, для экономии времени в закрытых помещениях с группой с респондентов.

В индивидуальном опросе респонденты принимают участие по одному.

Методология опроса

Методология опроса характеризуется четырьмя вопросами.

Кто? Выбор респондента (интервьюера) в соответствии с целевой аудиторией и процедурой выборки.

Кого? Квалифицирование респондентов (определение по признакам целевой аудитории).

Где? Выбор места проведения опроса. Выбор может быть связан с:

Как? Выбор первой фразы, мотивация опроса (заинтересованность респондента отвечать), вознаграждение.

Ответив на эти четыре вопроса, исследователь определяет методологию опроса, т.е. механизм, уточняющий основные параметры опроса: выборку, место проведения, мотивацию для респондента.