Институализация pr в России.
Первый период – доинституциональный (1988–1991 гг.), когда оформляется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом.
Второй период – первичная институционализация (1991–1994 гг.), стадия формирования начальной организации субъектов. Доказательством этого служит создание в 1991 г. первой Российской ассоциации по связям с общественностью, деятельность которой во многом предопределяет развитие связей с общественностью в нашей стране.
Третий период – вторичная институционализация (1994–1999 гг.). В 1994 г. была принята первая Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Формализуется система специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках конкретного социального института.
Четвертый период – современный (1999–2004 гг.) Остановимся подробнее на описании каждого из этих периодов и покажем их хронологическую и качественную взаимосвязь.
Первый период – доинституциональный
Первый период (1988–1991 гг.). В конце 80-х гг. на гребне экономических реформ в российском обществе появляются организации, ориентированные на связи с общественностью. К ним относятся отделы по связям с общественностью и СМИ исполкомов Моссовета и Ленсовета (1988 г.), в дальнейшем подобные отделы формируются в органах государственной власти и управления крупных областных и региональных центров.В новых информационных услугах стал нуждаться и молодой российский бизнес, который к тому времени активно использовал в основном рекламу как наиболее простую и рентабельную коммуникационную форму. На российском рынке возникают первые отечественные фирмы, предлагающие PR как услугу: в 1989 г. в Москве создаются агентства «Никколо М» и «Миссия Л», в 1990 г. – «Имиджленд PR» и др. В Петербурге это произошло чуть позже – в 1991 г., когда агентство «Балт-Арт» продекларировало в качестве самостоятельного вида деятельности простейшие услуги по связям с общественностью, такие, как проведение презентаций, пресс-конференций, осуществление связей с прессой. К услугам в области связей с общественностью относились: подготовка рекламных кампаний, работа с прессой, радио и телевидением, разработка фирменного стиля и патентирование, специальные действия по конструированию имиджа высшего эшелона управленцев и фирмы в целом, создание концепции сценического образа для представителей шоу-бизнесаДоинституциональный период можно назвать и эпохой «дикого» рынка, когда незащищенный российский бизнес претерпевал многочисленные катаклизмы и пертурбации. Именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, развиваются такие депрофессиональные явления, как «джинса» (изготовление и размещение рекламного продукта в государственных информационных источниках незаконным путем), «черный PR» (публикация заказных статей и других материалов), проявления которых наблюдаются до сих пор.
Второй период – первичная институционализация
Второй период начинается в 1991 г., когда в Москве в качестве некоммерческой организации с правами юридического лица была зарегистрирована Российская ассоциация по связям с общественностью. Ее появление предопределил договор пресс-центра Петербургского и Московского городских советов об объединении усилий для создания профессиональной корпорации, а учредителями стали государственные и коммерческие организации, фонды, СМИ, банки, биржи.Согласно Уставу, к членству в Ассоциации приглашались российские и зарубежные специалисты, ученые и практические работники, профессионально занимающиеся деятельностью в сфере PR или заинтересованные в услугах Ассоциации.К началу 1998 г. РАСО насчитывала в своих рядах 45 членов, среди них были крупнейшие PR-агентства: «Миссия Л», «Михайлов и партнеры», «PR-центр», «Паблисити PR», «Альтер Эго», «Никколо М», «Имидж-контакт», «Имиджленд PR»; средства массовой информации и издательские дома: «Комсомольская правда», «Марлена», «Вояж и отдых»; производители товаров и услуг: «Проктер энд Гэмбл», «Ингосстрах», «Лукойл» и др. Появление РАСО является одним из основных факторов институализации PR в России.Миссия РАСО – консолидация усилий отдельных операторов PR-рынка для решения вопросов общеотраслевого значения.
Третий период – вторичная институционализация
Третий период начинается в 1994 г., когда формализуются начальные социальные нормы и предписания, регулирующие поведение участников данного социального института, появляются профессиональные документы, предписывающие соответствующее поведение и отношения специалистов одного цеха. Первым вкладом в формирование норм и правил PR-деятельности можно считать Декларацию профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, принятую членами РАСО 22 ноября 1994 г. В этом кодексе чести российского пиармена были сформулированы основные требования к специалисту и дан свод принципов профессиональных взаимоотношений с обществом, клиентами и коллегами.Среди основных принципов значились правдивость и добросовестность передаваемой информации, уважение чести и достоинства личности, забота об общественном благе, вклад в развитие отечественного предпринимательства и общества в целом. На третьем этапе развития связей с общественностью в России проявляются отдельные социально значимые функции института, интегрирующие его в цельную социальную систему и обеспечивающие его участие в процессе интеграции последней. К этим функциям отно-сятся просветительство и популяризация PR-деятельности, корпоративное стимулирование лучшего PR-опыта, показ социальной роли и значимости новой профессии для развития открытого информационного общества.При поддержке РАСО в 1996 г. увидело свет первое отраслевое издание – журнал «Советник», являющийся самым авторитетным изданием в сфере PR в России. Четвертый период – современныйВ 1999 г. по инициативе РАСО, при поддержке Центральной избирательной комиссии и Администрации Президента РФ была разработана Хартия «Политконсультанты за честные выборы».Хартию подписали большинство организаций, обслуживавших избирательную кампанию по выборам в Государственную Думу.
Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС) создана 16 марта 1999 г. В нее вошли 13 наиболее авторитетных профессиональных российских PR агентств: «Агентство массовых коммуникаций», «Имидж-контакт», «Имиджленд Public Relations», «Macлов, Сокур и партнеры», «Международный пресс-клуб», «Market Communications», «Михайлов и партнеры», «Non-Profit PR», «PR Passat», «Publicity PR», «Реноме-престиж», «Тайный советник» и «Эмиссар» Значительные возможности для выхода российских PR-агентств на мировой рынок в качестве его полноправных участников открывает вступление АКОС в 1999 г. в Международный комитет ассоциаций компаний-консультантов в сфере PR (ИКО). Это крупнейшая профессиональная организация, объединяющая национальные ассоциации PR-консультантов различных стран. Участие России в ИКО будет иметь большое значение как для российской PR-индустрии, так и для международного рынка PR. Присоединение к ИКО позволит российским PR-компаниям стать полноправными участниками системы поиска и обмена клиентами, существующей в этой организации, даст возможность российским клиентам получать полноценное PR-обслуживание за рубежом, включит Россию в процесс обмена результатами исследований мирового и национальных рынков связей с общественностью и опытом работы на рынке. Полноценное участие АКОС в работе ИКО позволит нашим зарубежным коллегам получать комплексную информацию о российском PR-рынке, лучше понимать условия России и эффективнее работать с клиентами, которых интересует наша страна. И, наконец, в профессиональном плане важнейшим итогом станет расширение поля применения единых этических норм и принципов, а также стандартов качества работы PR-консультантов.
- Основные этапы формирования и развития pr в сша и странах Европы.
- Основные этапы формирования и развития pr в России.
- Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью.
- Подходы к определению pr.
- Pr в системе убеждающих коммуникаций. Pr как коммуникационный менеджмент.
- Функции pr.
- Сферы pr.
- Институализация pr в России.
- Международные pr -сообщества.
- Национальные pr -сообщества.
- Типовая организационная структура института pr.
- Департамент Медиа-аналитики
- Департамент Мониторинга
- Правовое регулирование pr -деятельности.
- Этическое регулирование pr -деятельности.
- Неформальные способы регулирования в области связей с общественностью: традиции, нормы, мораль, общественное мнение.
- Исследования в сфере pr.
- Использование статистики в pr-исследованиях.
- Первичные и вторичные исследования.
- Контент-анализ материалов сми.
- Количественный контент-анализ
- Качественный контент-анализ
- Имидж: признаки, свойства и функции.
- Корпоративный и индивидуальный имидж: основные компоненты.
- Архетипы, социальные стереотипы и имиджи в системе pr.
- Технологии pr: опыт классификации.
- Управление информацией и менеджмент новостей.
- Специфика работы спин-доктора.
- Gr и лоббизм: сравнительный анализ.
- Виды информационных и презентационных мероприятий.
- Организация и проведение пресс-конференций.
- Презентация как типовая технология pr.
- Каналы выхода на различные аудитории.
- Медиарилейшнз и особенности медиапланирования.
- Информационные материалы для сми: пресс-релиз, информационное письмо, бэкграундер и т.Д.
- Виды и категории целевых аудиторий.
- Внешняя и внутренняя аудитория.
- Журналисты как ключевая аудитория.
- Понятие «лидер общественного мнения» и «группа интересов».
- Экономическое, финансовое общество, политическая, социокультурная, клерикальная, профессиональная среда в системе pr.
- Методы и формы деятельности пресс-служб.
- Различия и сходство в работе специалиста по связям с общественностью и пресс-секретаря.
- Понятие кризиса. Классификация кризисов.
- Управление кризисными ситуациями в системе pr.