logo
ТИПСО, 3 КУРС ГИ

23. Спонсоринг и фандрайзинг

Спонсоринг – маркетинговый инструмент, включающий вложение финансовых средств в различного рода мероприятия или организации, результатом применения которого является благосклонное отношение общества и государственной власти к компании. Спонсоринг должен приносить пользу компании и повышать ее репутацию среди определенной целевой аудитории.

Спонсорингом занимаются профессиональные PR-агентства, имеющие обширную базу данных проектов или акций некоммерческих организаций, нуждающихся в спонсорской помощи. Спонсоринговые агентства проводят маркетинговые исследования, касающиеся эффективности отдачи от вложения средств в тот или иной проект. Они составляют тщательно разработанные спонсорские пакеты, учитывают все возможные плюсы и минусы финансирования данного проекта, ведь часто бывает так, что проект оказывается провальным и спонсорские деньги исчезают в никуда. Спонсоринговые агентства гарантируют осуществление спонсируемых акций и проектов, способствуют соблюдению корпоративных интересов компании-донора.

Как PR-технология спонсоринг начинается с фандрайзинга. Спонсоринг и фандрайзинг – ключевые понятия современного «благотворительного бизнеса». Английское fund raising в буквальном переводе означает «фондоискательство» или «деньгоискательство», однако в сфере современной российской благотворительности более популярен термин «сбор средств».

Именно фандрайзинг формирует бюджет большинства некоммерческих и общественных организаций. Основная составляющая бюджета НКО – именно пожертвования или спонсорская помощь, за счет которой подобные организации не только реализуют благотворительные акции и проекты, но и существуют.

Как взаимосвязаны спонсоринг и фандрайзинг? Представители некоммерческих организаций могут и сами выйти на потенциального спонсора, чтобы предложить ему свой проект. Именно так поступает подавляющее большинство НКО. Но многие из них получают отказы, поскольку спонсоры не слишком-то жалуют благотворительность. Проект должен быть лишь частью так называемого спонсорского пакета документов, который оговаривал бы все условия получения спонсорской помощи, условия размещения рекламы компании-донора, предоставлял расчет тактических и стратегических выгод, которые сулила бы спонсору его реализация – общественный резонанс, положительную реакцию СМИ и пр.

Концепция спонсоринга и фандрайзинга предполагает несколько вариантов участия спонсора в проекте – от патронажа (стопроцентное финансирование) до спонсора-участника (десяти или менее процентное финансирование). От этого, конечно же, напрямую зависит и объем рекламного ресурса спонсора, задействованного в проекте, или акции: его логотипы на плакатах, флаерах, буклетах, промоушн, розыгрыши сувениров от спонсора и другие.

       Фандрайзинг имеет различные формы: