4.1 Описание деловой ситуации, связанной с построением матрицы GEM
Фирма «ПОЛИГРАФИСТ» занимается продажей полиграфического оборудования. Фирма реализует на рынке Санкт-Петербурга шесть моделей печатных машин (товарные группы): Printmaster PM SO 102-2 (модель 1), Printmaster PM GTO 52-5-P (модель 2), S-Offset SORSZ (модель 3), Speedmaster SM 102-5-P (модель 4), Speedmaster SM 102-8-P (модель 5), Speedmaster CD 102-1-L (модель 6). Основные характеристики и области применения перечисленных моделей печатных машин [17], [18]. представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 4. Фирма имеет на рынке шесть основных конкурентов - продавцов такого же полиграфического оборудования, а именно: «ТЕТРА», «ДОМ ПЕЧАТИ», «ПРЕСС», «ГРАНД», «ШТАМП», «ПРИНТ» (основные конкуренты могут быть выбраны в результате построения конкурентной карты рынка).
Маркетологи фирмы оценили емкость рынка в текущем периоде и спрогнозировали значение емкости рынка в следующем периоде, а также определили пять факторов привлекательности рынка и силы бизнеса, методом экспертных оценок по произвольной шкале бальности назначили их веса и провели оценку фирмы по каждому фактору. Для оценки привлекательности рынка выбрана 10-ти балльная шкала. Применяемая шкала оценок имеет следующую градацию: 10 - очень привлекательный; 8 - привлекательный; 5,5 - относительно непривлекательный; 4 - непривлекательный; 0 - очень непривлекательный. Также был определен общий процент рынка, занимаемый фирмой вместе с ее конкурентами. Его значение составляет 80%.
С помощью программ «Marketing Expert» и «Marketing Mix» на основании приведенных исходных данных требуется:
1. Построить «карту рынка» фирмы «ПОЛИГРАФИСТ».
2. Провести SWOT-анализ для каждой товарной группы, реализуемой данной фирмой на сегменте рынка «Малые типографии» на территории «Санкт-Петербург».
3. На основании исходных данных определить «силы бизнеса» фирмы «ПОЛИГРАФИСТ» для каждой товарной группы, реализуемой на сегменте рынка «Малые типографии» на территории «Санкт-Петербург».
4. Построить круговые диаграммы для каждой из товарных групп для показателя «сила бизнеса», рассчитанного в результате проведения SWOТ-анализа.
5. На основании исходных данных в программе «Marketing Expert» провести оценку привлекательности рынка для каждой товарной группы.
6. Построить матричную модель «Дженерал Электрик» (для планируемого периода) для реализуемых фирмой «ПОЛИГРАФИСТ» товаров.
7. Получить рекомендации на основании построенной матрицы GE.
Карта рынка фирмы «ПОЛИГРАФИСТ» представлена на рис. 5.
Для каждой товарной группы, реализуемой данной фирмой на сегменте рынка «Малые типографии» на территории «Санкт-Петербург» в программе Marketing Expert был проведен SWOT-анализ. Результаты SWOТ-анализа представлены в табл. 2-6. В результате проведения SWOT-анализа были рассчитаны показатели «силы бизнеса» по каждой товарной группе (см. табл. 2-7), а также проведена оценка привлекательности по формуле (3) и в программе «Marketing Expert». Результаты расчетов привлекательности рынка приведены в табл. 8 и в ПРИЛОЖЕНИИ 5. Также были построены круговые диаграммы для каждой из моделей (товарных групп) для показателя «сила бизнеса», рассчитанного в результате проведения SWOT - анализа (см. рис. 9-15 в ПРИЛОЖЕНИИ 6).
Рис. 5. Карта рынка фирмы «ПОЛИГРАФИСТ»
Таблица 2. Результаты SWOT - анализа для товарной группы «1»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
28 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
12 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
13 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
18 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
7 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
16,17 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относительная доля рынка |
1,25 |
0,7 |
0,68 |
0,62 |
0,57 |
0,8 |
0,46 |
Таблица 3 Результаты SWOT - анализа для товарной группы «2»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
10 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
6 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
7 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
11 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
5 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
7,54 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относи-тельная доля рынка |
0,58 |
0,88 |
0,85 |
0,77 |
0,71 |
1,14 |
0,58 |
Таблица 4 Результаты SWOT - анализа для товарной группы «3»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
23 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
25 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
9 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
6 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
15 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
18,28 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относительная доля рынка |
1,41 |
0,62 |
0,6 |
0,55 |
0,5 |
0,71 |
0,41 |
Таблица 5 Результаты SWOT - анализа для товарной группы «4»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
6 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
5 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
2 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
3 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
5 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
4,61 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относи-тельная доля рынка |
0,36 |
0,88 |
0,85 |
0,77 |
0,71 |
1,14 |
0,58 |
Таблица 6 Результаты SWOT - анализа для товарной группы «5»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
20 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
12 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
13 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
18 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
15 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
15,47 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относи-тельная доля рынка |
1,2 |
0,74 |
0,71 |
0,65 |
0,6 |
0,84 |
0,48 |
Таблица 7 Результаты SWOT - анализа для товарной группы «6»
КФУ |
Вес |
ПОЛИГРА-ФИСТ |
ТЕТРА |
ДОМ ПЕЧАТИ |
ПРЕСС |
ГРАНД |
ШТАМП |
ПРИНТ |
|
Цена |
28 |
26 |
17 |
9 |
11 |
14 |
19 |
10 |
|
Известность торговой марки |
30 |
24 |
6 |
12 |
10 |
8 |
7 |
4 |
|
Уровень сервиса |
16 |
28 |
11 |
6 |
7 |
4 |
12 |
5 |
|
Качество продукции |
10 |
29 |
15 |
18 |
14 |
10 |
17 |
8 |
|
Эффективность сбыта |
19 |
30 |
10 |
13 |
9 |
8 |
12 |
11 |
|
Сила бизнеса |
103 |
26,82 |
11,38 |
11,02 |
10,01 |
9,2 |
12,93 |
7,47 |
|
Относи-тельная доля рынка |
2,07 |
0,42 |
0,41 |
0,37 |
0,34 |
0,48 |
0,28 |
Таблица 8 Расчет привлекательности рынка
Фактор привлекательности |
Вес |
Модель 1 |
Модель 2 |
Модель 3 |
Модель 4 |
Модель 5 |
Модель 6 |
|
Интенсивность конкуренции |
3 |
10 |
9,8 |
8,5 |
4,9 |
2,1 |
6,1 |
|
Размер сегмента |
18 |
3,1 |
4,8 |
8 |
5,1 |
1,1 |
3,1 |
|
Влияние инфляции |
26 |
5,2 |
8,6 |
7,4 |
6 |
1,5 |
4,7 |
|
Покупательная способность |
9 |
6,4 |
6,1 |
2,4 |
4,7 |
2,3 |
5,3 |
|
Стабильность потребности |
1 |
7,3 |
8 |
7,7 |
2,5 |
3 |
2,4 |
|
Привлекательность |
2,86 |
4,02 |
3,91 |
3,07 |
0,89 |
2,46 |
На основании данных SWOT-анализа в программе «Marketing Mix» была построена матрица GEМ (см. рис. 7). Исходные данные для её построения представлены на рис. 6.
Рис. 6. Исходные данные для построения матрицы GЕМ
Рис.7. Матрица GEM фирмы «ПОЛИГРАФИСТ»
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА
- 1.1 Определение, функции, цели и задачи маркетинга
- 1.2 Роль маркетинга в компании. Сущность стратегического маркетинга на предприятии
- 1.3 Стратегическое планирование маркетинга на предприятии
- 1.4 Характеристика российского рынка полиграфического печатного оборудования
- ГЛАВА 2. PORTFOLIO-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА
- 2.1 Методика построения матрицы BCG
- 2.2 Методика построения матрицы General Electric-МсKinsey
- ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММ MARKETING EXPERT И MARKETING MIX ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ PORTFOLIO-АНАЛИЗА
- ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ PORTFOLIO-АНАЛИЗА
- 4.1 Описание деловой ситуации, связанной с построением матрицы GEM
- 4.2 Описание деловой ситуации, связанной с построением матрицы BCG
- 4.3 Анализ результатов вычислительных экспериментов, связанных с построением матрицы GEM
- 4.4 Анализ результатов вычислительных экспериментов, связанных с построением матрицы BCG
- 4.5 Сравнительный анализ полученных результатов расчетов по построению матричных моделей GEM и BCG
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Краткое содержание стратегического плана маркетинга
- Portfolio-анализ
- 19. Стратегический маркетинг как инструмент планирования.
- 2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования
- Решение задач планирования маркетинга в программе Marketing Еxpert
- 3.2. Характеристика программного обеспечения маркетинговой деятельности предприятия Программа для автоматизации маркетингового учета, анализа и планирования Marketing Analytic
- 12.3. Стратегическое планирование маркетинга
- Стратегическое планирование в маркетинге.
- Стратегическое планирование в маркетинге.
- 4.3. Стратегическое планирование кадров