logo search
Учебник_1

Методические указания

Продвигая свой товар на рынок, каждая фирма должна опреде­лить границы своего рынка, где она будет иметь преимущества. Если предположить, что качество товара разных производителей одинако­во, то границы рынка будут напрямую зависеть от себестоимости про­дукции и затрат, связанных с доставкой товара к месту потребления, которые в сумме составляют продажную цену товара:

С = Сп + Ст * х, где С – продажная цена товара;

Сп – производственные затраты;

Ст – транспортный тариф на перевозку груза;

х – расстояние от продавца до потребителя товара.

Расширения рынка сбыта можно добиться, используя складские мощности, которые, приближая товары фирмы к потребителю, раз­двигают для нее границы рынка.

Пример. Фирма-производитель «ЛЕОН», выпускающая предметы бытовой химии, расположена на расстоянии 200 км от фирмы «ВИОЛА», реализующей продукцию аналогичного качества. Обе фирмы опреде­ляют свои производственные затраты на уровне 6 д.ед. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза – 0,3 д.ед/км. Чтобы расширить границы рынка, фирма «ЛЕОН» решила использовать склад М, находящийся на расстоянии 80 км от ее производственного предприятия и на расстоянии 120 км от фирмы «ВИОЛА». Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 0,4 д.ед. на товарную единицу.

Как и насколько повлияет использование склада М на изменение границ рынка?

Решение. Определим границы рынка для фирм-производителей «ЛЕОН» и «ВИОЛА» в случае отсутствия склада М. Учитывая, что границей рынка будет точка безубыточности для обеих фирм, т.е. тер­ритория, где продажная цена фирмы «ЛЕОН» будет равна продажной цене фирмы «ВИОЛА». Составим уравнение:

58

Слеон = Свиола СпЛЕОН + СтЛЕОН*х = СпВИОЛА + СтВИОЛА*(200 – х) 6 + 0,3х = 6 + 0,3 (200 – х), где х = 100 (км) – границы рынка сбыта фирмы «ЛЕОН»;

200 – х = 200 – 100 = 100 (км) – границы рынка сбыта фирмы

«ВИОЛА». Теперь рассмотрим вариант с использованием фирмой «ЛЕОН» склада М:

6 + 0,3х + 0,4= 6 + 0,3*(120 – х); где х = 59,3 (км) – расстояние от склада М до потребителя;

120 – х = 120 – 59,3 = 60,7 (км) – границы рынка сбыта фирмы

«ВИОЛА»; 80 + 59,3 = 139,3 (км) – границы рынка сбыта фирмы «ЛЕОН». Таким образом, благодаря использованию склада М границы рынка сбыта фирмы «ЛЕОН» расширились на 39,3 км и составили 139,3 км.