logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

7. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования на предприятии

Инвестиции - это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Прямая инвестиция - это форма вложений, которая дает инвестору непосредственное право собственности на ценную бумагу или имущество. Например, когда инвестор покупает акцию, облигацию, ценную монету или участок земли, чтобы сохранить стоимость денег или получить доход, он осуществляет прямое инвестирование. Косвенная инвестиция - это вложение в портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг или имущественных ценностей. 

В настоящее время в экономике принято классифицировать инвестиции на 1.прямые, 2.портфельные и 3.прочие следующим образом. Прямые инвестиции (direct investment) - это инвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10% акционерного капитала этого предприятия. Портфельные инвестиции (portfolio investment) - это инвестиции в ценные бумаги данного предприятия, объем которых составляет менее 10% акционерного капитала. Прочие инвестиции (other investment) - это инвестиции, не связанные с предприятием (вложение капитала в ГКО, ОФЗ и пр.).

Инвестиции можно классифицировать:

- по государственной принадлежности инвестора (внутренние инвестиции, иностранные инвестиции);

- по организационно-правовой форме инвестора (государственные инвестиции, муниципальные инвестиции, инвестиции юридических лиц, инвестиции физических лиц);

- по размещению объекта инвестирования (инвестиции в экономику страны, инвестиции в экономику региона, области);

- по характеру объекта инвестирования (инвестиции в здания, инвестиции в оборудование, инвестиции в нематериальные активы и т.п.);

- по степени влияния инвестирования на управление предприятием (инвестиции, обеспечивающие полную собственность инвестора на объект инвестирования; инвестиции, обеспечивающие частичную собственность, но полный контроль над управлением объектом инвестирования; инвестиции, не позволяющие контролировать управление объектом инвестирования, и т.п.).

Источниками финансовых ресурсов направляемых на капитальные вложения, в коммерческих предприятиях и организациях являются:

1) собственные финансовые ресурсы;

2) заемные средства и привлеченные средства.

Собственными финансовыми ресурсами капитальных вложений служат:

1. Прибыль. Это один из важных источников указанных ресурсов.

Прибыль в значительной ее части направляется на финансирование непосредственно капитального строительства.

2. Средства специальных фондов. В предприятиях часть прибыли направляется на образование в предприятиях фондов специального назначения:

* фонда развития производства;

* фонда развития науки и техники;

* фонда финансирования капитальных вложений;

* фонда социального развития.

Средства этих фондов служат источником финансирования капитальных вложений.

3.Важным источником финансирования являются амортизационные отчисления, т.е. денежное выражение той части основных фондов, которая в процессе их использования переносится на вновь созданный продукт. При реализации продукции (услуг) у предприятия образуется денежный амортизационный фонд, который используется для финансирования капитальных вложений.

4. Средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий.

8.Комплексная система мотивации труда. Экономическая и неэкономическая мотивация. Оценка индивидуального вклада в общие результаты работы.

Комплексная система мотивации труда (см. табл.1) на предприятии включает следующие компоненты:

1   культура организации;

2   идентификация с организацией;

3   система участия (в прибыли, в капитале, в управлении, в принятии решений);

4   обслуживание персонала;

5   организация рабочего места;

6   кадровая политика;

7   регулирование рабочего времени;

8   информирование работников.

Таблица 1-Комплексная система мотивации персонала

Компоненты системы мотивации

Инструменты мотивации

Цели мотивации

1

Культура организации

Система общих для всего персонала организации ценностных ориентаций и норм

Конституция (устав) организации, основные принципы руководства и организации

Понимание и признание целей деятельности организации. Ориентация на перспективу. Согласование взаимных интересов

2

Идентификация с организацией

Образ организации в глазах персонала и внешнего мира

Различные формы информации об организации

Единая ориентация в восприятии организации как внутри нее, так и вовне. Чувство принадлежности к организации

3

Система участия

Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале организации и развитие сотрудничества

Формы и методы распределения результатов, система участия в капитале и собственности; развитие отношений партнерства

Установка на корпоративность в поведении. Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску.

4.

Обслуживание персонала

Все формы социальных льгот, услуг, предоставляемых работникам независимо от их положения в организации

Безопасность труда, охрана здоровья, создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи

Социальная ответственность по отношению к другим. Повышение трудовой активности

5.

Организация рабочего места

Оснащение рабочих мест эргономичными и организационными вспомогательными средствами

Технические и организационные вспомогательные средства; физиологические и психологические элементы условий труда (эргономика), цветовое оформление и т.д.

Удовлетворенность состоянием рабочего места. Идентификация с рабочей задачей. Удовольствие от работы и более качественное выполнение задания.

6.

Кадровая политика

Планирование и выбор мероприятий по повышению квалификации и мобильности с учетом потребностей, желаний и профессиональных способностей работников.

Подготовка и повышение квалификации кадров; тренинги и семинары; планирование карьеры, перспективные программы формирования кадрового потенциала

Внутриорганизационная мобильность в применении профессиональной квалификации. Самостоятельность и инициативность. Творческая инновационная деятельность.

7.

Регулирование рабочего времени

Гибкое приспособление рабочего времени к потребностям работника и организации

Сокращение рабочего времени; гибкие и скользящие графики

Ответственное и сознательное использование рабочего времени. Привлекательность труда, связанная с гибкостью рабочего времени. Эффективность времени труда

8

Информирование работников

Доведение до работников сведений о делах организации

Журналы и справочники организации; собрания коллектива; ответы о работе; совещания работников

Положительное влияние на поведение и развитие личности. Знание результатов и сознательная корректировка целей. Ответственность за свои действия. Самокритичная оценка трудовых достижений.

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте). К формам экономического стимулирования наемных работников относится заработная плата, различные выплаты и льготы. Их функциями являются: привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.

К неэкономическим относят организационные и морально-психологические способы стимулирования. Организационными считаются:

-привлечение работников к участию в делах организации и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;

-предоставление возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне;

-обогащение труда, заключающееся в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их интересам и склонностям; требующей творческих способностей; позволяющей контролировать ресурсы и условия собственной деятельности.

Морально-психологические способы стимулирования включают следующие основные элементы.

1.создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.

2. присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха.

3. признание авторства результата. Например, отличившиеся работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие.

4. высокая оценка, которая может быть личной и публичной.

Суть личной оценки состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах руководству организации, представляются ему, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такая практика широкого распространения еще не получила.

Публичная оценка предполагает возможность объявления благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками, занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий лучших по профессии и пр.

5. к морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Удовлетворенность, возникающая при их достижении, влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем.

  1. Кредитование предприятий торговли и общественного питания: понятие, цель, принципы, способы. Оценка эффективности использования заемных средств.

Из-за нехватки собственных оборотных средств предприятия привлекают банковские кредиты, которые дают возможность более рационально организовать оборот средств предприятий, не тратить значительные финансовые ресурсы на создание товарных запасов.

На данный момент, торговля – это отрасль национальной экономики, которая мощно развивается. Бурное развитие отрасли предопределяет повышение роли кредитных ресурсов как важного источника финансирования предприятий. Банки кредитуют отечественный торговый бизнес недостаточно, так как часто торговые предприятия по разным причинам кредиты не возвращают. Кроме того, условия кредитования не выгодны для малых предприятий, которых в торговом бизнесе большинство. Брать кредиты на предлагаемых банками условиях могут позволить себе сегодня лишь крупные магазины.

Чтобы минимизировать свои риски, банки прибегают к хорошо известным инструментам — залогам и поручительству. Однако с залогами в случае с кредитованием торговых компаний дело обстоит даже сложнее. Далеко не всегда банк готов принять залог, который предлагает ему торговое предприятие. Например, если в качестве заемщика выступает компания, занимающаяся торговлей продовольственными товарами, то речь обычно идет о продуктах питания в качестве залога. Принять такие скоропортящиеся товары готов не каждый банк. Кроме того, залогом не могут выступать товары, срок хранения которых составляет менее года, а также комиссионные товары, которые не находятся в собственности компании.

В качестве дополнительной страховки от рисков большинство банков настаивает и на поручительстве владельцев предприятий. В случае неплатежеспособности юридического лица владельцы бизнеса отвечают по его обязательствам в пределах своего взноса в уставный капитал.

Существует ряд эффективных форм кредитования. Например, банк может выдать на два - три дня «овердрафт» для пополнения оборотных средств магазина. Проценты по такому кредиту будут ниже, чем при долгосрочных кредитах. Правда, подходит она отнюдь не для всех компаний, так как в качестве заемщиков может выступать только компания, имеющая значительный и, главное, регулярный поток денежных средств от покупателей. К подобной форме кредитования прибегают в основном крупные оптовые компании.

Начинают набирать популярность и другие формы привлечения заемного капитала. Достаточно широко распространенной, по оценкам аналитиков, становится в последнее время практика получения займа под инкассируемую выручку. Такой кредит выдается обычно на 3 месяца. Подобная форма кредитования банку выгодна, так как краткосрочные средства находятся в банке, пополняя его активы.

Однако, по прогнозам экспертов, настоящим фаворитом в обозримом будущем может стать факторинг — финансирование компаний под залог их будущих доходов. Этот продукт несколько дороже кредита, но обладает рядом преимуществ: отсутствием обеспечения и быстротой получения средств. Немаловажно и то, что факторинг чуть ли не единственный путь к заемному капиталу для торговых предприятий, которые не в состоянии предоставить залоги, соответствующие стандартам банков-кредиторов.

Таким образом, мы видим, что обеспечение финансовой стабильности торговых предприятий в условиях экономического кризиса требует кредитной поддержки и усовершенствования кредитных отношений между предприятиями и банками. Достаточно высокая инфляция также вносит свой вклад в потребность увеличения объемов кредитования, так как увеличивается общая денежная масса. Поэтому в ближайшее время сегмент кредитования торговли будет только расти.

Для оценки эффективности использования заемного капитала рассчитывается эффект финансового рычага (ЭФР), который показывает, на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот организации:

ЭФР = (Rс. к. - Цз. к) * (1 - Кн) * ПФР,

где Rс. к. - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы прибыли до выплаты процентов и налогов к средней величине всего совокупного капитала),%;

Цз. к - средневзвешенная цена заемного капитала,%;

Кн - уровень налогового изъятия из прибыли;

ПФР (плечо финансового рычага) - отношение среднегодовой суммы заемного капитала (ЗК) к собственному (СК).

ЭФР в обоих случаях положительный, т.к рентабельность совокупного капитала выше средневзвешенной цены заемных ресурсов. Разность между стоимостью заемных средств и доходностью совокупного капитала позволит увеличить рентабельность собственного капитала. При таких условиях выгодно увеличивать плечо финансового рычага.

Если бы Rс. к. < Цз. к, то ЭФР имел бы отрицательный знак. Это значило бы, что организация "проедает" собственный капитал, в результате она могла бы стать банкротом. Следовательно, заемные средства могут способствовать как накоплению капитала, так и разорению предприятия.

Эффект финансового рычага можно рассчитывать не только в целом по всему заемному капиталу, но и по каждому его источнику (долгосрочным, краткосрочным кредитам банка, лизингу, беспроцентным заемным ресурсам и т.д.). Тогда в вышеприведенную формулу нужно подставлять не средневзвешенную цену заемного капитала, а цену конкретного его источника.

ЭФР = (Rс. к. - Цз. к. i) * (1 - Кн) *ЗК/СК,

Таким образом, привлекая заемные ресурсы, предприятие может увеличить собственный капитал, если рентабельность капитала окажется выше цены привлеченных ресурсов. Эффект зависит также от соотношения заемного и собственного капитала. Финансовый рычаг является важным инструментом.