logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

13.Методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности(афхд) хозяйствующего субъекта торговли и общественного питания.

Предметом АФХД является причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, которые позволяют раскрыть сущность экономических явлений и процессов, дать правильную оценку достигнутых результатов и обосновать планы и управленческие решения

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является анализ производственных и экономических результатов, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.

Цель АФХД явяется обеспечение обоснованных планов развития предприятия, а также обеспечение контроля за их выполнением.

Цель анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия -повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов.

Задачами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

1.Изучение действия экономических законов, выявление закономерностей, тенденций развития предприятия;

2.Научное обоснование текущих и перспективных планов, контроль за выполнением плана с целью выявления ошибок и оперативного воздействия;

3.Изучение влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности

4 Поиск резервов повышения эффективности (наука, техника, передовой опыт)

5 Оценка результатов деятельности и диагностика его положения на рынке

6 Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими с целью укрепление рыночных позиций предприятия и повышение прибыли

Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

по отраслевому признаку - отраслевой и межотраслевой

по признаку времени

- 1. предварительный/перспективный (для обоснования планов) - краткосрочный (до 1г.) и долгосрочный (>1г.)

- 2. последующий (ретроспективный) - необходим для изучения тенденций развития, контроля, оценки и диагностики результатов деятельности предприятия; уметь видеть перспективу.

2.1 оперативный (смена, сутки, декада) и 2.2 итоговый (месяц, квартал, год).

По пространственному признаку -внутрифирменный и межфирменный

По аспектам исследования - финансовый, управленческий, экономико-статистический, социально-экономический , функционально-стоимостной (выявляет ненужные функции и затраты по реализации), маркетинговый, инвестиционный, логистический.

По методики изучения объектов: качественный, количественный, экспресс-анализ (способ диагностики по соотношению отдельных показателей), фундаментальный (математический), маржинальный (устанавливает причинно-следственные связи между объёмом продаж, реализацией и прибылью и делением затрат на постоянные и переменные)

По субъектам различают: внутренний (самоанализ) и внешний (на основании фин.стат.отчетности - банками, фин. органами, инвесторами.)

По степени охвата: - сплошной и выборочный (какой-то один показатель)

По содержанию программы - комплексный (всесторонний) и тематический (отдельных стороны)

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами.

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования, подхода к изучению хозяйственной деятельности предприятий.

Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы, используемые при анализе.

Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности: комплексность изучения хозяйственной деятельности; рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность; обобщение результатов анализа; разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы предприятий и организаций.

Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждого предприятия торговли должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других предприятий, с явлениями и процессами, происходящими во всем народном хозяйстве.

Изучать разнообразные стороны хозяйственной деятельности предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости - значит рассматривать каждый экономический показатель хозяйственной деятельности в связи с другими показателями и с общими результатами работы.

Особенностью метода экономического анализа является также изучение не только количественных, но и качественных показателей. Это объясняется тем, что количественные показатели не могут дать полного представления о качественных изменениях, которые происходят в процессе хозяйственной деятельности. Например, при анализе абсолютной суммы и уровня затрат следует принимать во внимание и такой количественный показатель, как объем товарооборота, и качественные показатели: структура товарооборота, рост производительности труда и др.

В ходе анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в противоположных направлениях. Так, размер прибыли увеличивает, например, рост объема товарооборота, сокращение затрат и др., а уменьшают — снижение уровня торговых надбавок, замедление оборачиваемости оборотных средств и др.