logo search
Учебник_1

37 Общая информация о деловой игре

Деловая игра посвящена вопросам управления транспортом в процессе продажи товаров. Реализация функций товароснабжения требует значительных инвестиций капитала в ресурсы, к которым от­носятся складские помещения, запасы, технологическое оборудова­ние, персонал, а также транспортные средства для поставки товара потребителю. В функции логистики входит поиск путей достижения максимальной прибыли от использования ресурсов.

Распределение – это понятие, обобщающее несколько функций. Усилия по улучшению использования ресурсов и снижению издержек в процессе реализации любой из этих функций должны рассматри­ваться в контексте воздействия на весь процесс распределения. Пла­нирование же в области распределения должно осуществляться с уче­том характера воздействия отдельных решений на весь процесс това-роснабжения.

В рамках данной игры операции с транспортным парком рассмат­риваются как пример реализации одной из функций внутри общего процесса распределения.

Достижение компромисса между приемлемым уровнем услуг по товароснабжению потребителей и лимитом транспортных расходов относится к разряду повседневных проблем торговых фирм и требует навыков оперативного планирования.

Условия деловой игры

  1. Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные това­ры в 30 магазинов. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист в клетку, на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок. Движение осуществляется только по горизонтальным и вертикальным линиям. Масштаб карты: одна клетка – 1 км², т.е. длина клетки – 1 км (табл. 4.7).

  2. Товары, доставляемые в магазины.

Со склада кампании в магазины доставляются 3 вида товаров: продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М). Продукты и моющие средства не подлежат совместной упаковке. Все товары упакованы в одинаковые по размеру коробки.

3. Заказы магазинов (табл. 4.8).

38

4. Характеристика транспортных средств.

В фирме имеется 6 автомобилей. Этих автомобилей может быть недостаточно, соответственно, можно привлекать наемный транспорт. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы. Грузоподъемность автомобиля – 120 коробок.

5. Расчет времени работы транспорта. Оборот транспортного средства включает в себя:

Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.

5.1. Время на загрузку на складе.

Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 8:00. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.

Возможно, что в течение дня транспортное средство будет ис­пользовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом слу­чае каждой последующей поездке будет предшествовать тридцатими­нутная загрузка.

5.2. Время проезда по маршруту.

Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т.е. один километр машина проезжает за 3 минуты (это означает, что сто­рону одной клетки па карте машина преодолевает за 3 мин.).

5.3. Время разгрузки.

Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин. на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин.).

Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по под­готовке и оформлению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин. на один магазин.

5.4. Перерыв в работе водителя.

Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т.е. проехал свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин. для перерыва.

5.5. Общее время работы.

Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя 11 ч. Ни при каких обстоятельст­вах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума.

39

Основная продолжительность рабочего дня водителя – 8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.

6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.

Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно постоян­ные и условно переменные расходы по его содержанию. Условно по­стоянные расходы по содержанию одного собственного транспортно­го средства составляют 300 рублей в день.

Условно переменные издержки определяются удельной стоимо­стью одного километра пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 руб/км.

В расходах по использованию наемного транспорта также присут­ствует постоянная и переменная составляющие. Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 рублей в день, независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачива­ется по цене 30 рублей за километр. Эти расценки включают в себя оформление заказа, экспедирование и страхование груза.

Выбор из двух вариантов – иметь ли свои собственные транс­портные средства или брать их внаем – является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более вы­сокие транспортные расходы.

7. Расходы сверхнормативного труда.

Основной рабочий день водителей – 8 ч включая возможный пе­рерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разре­шенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчиты­вается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 руб­лей в час (т.е. 5 рублей минута).

8. Другие виды расходов.

Если график предусматривает использование наемного транспор­та, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять ра­ботника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 рублей на человека на одну машину в день. Другими словами, ес­ли в один день используются два наемных средства для перевозки на­питков, расход в этот день составит 1200 рублей (независимо от того, по сколько поездок сделают наемные машины).

Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопас­ности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.

40

9. Штрафные санкции.

9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства.

Если транспортное средство (собственное или наемное) отправле­но в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 рублей за каждую недогруженную единицу (независимо от при­надлежности транспортного средства).

Если собственное транспортное средство фирмы совсем не ис­пользовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов сле­дует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 рублей.

9.2. Неполное использование транспорта по времени.

Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмеча­лось, составляет 8 ч. Минимальный рабочий день – 6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет: по собственным машинам – 300 руб/день, по наемным машинам – 500 руб/день. Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включе­ны в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.

9.3. Неполное выполнение заказа магазина. Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине по­ ставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 100 рублей за каж­ дую недопоставленную коробку в день.

Задание к деловой игре Пользуясь приведенными исходными данными, участникам дело­вой игры предлагается:

  1. разработать маршруты и составить графики доставки заказан­ных товаров в магазины района;

  2. рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;

  3. выполнить анализ разработанной схемы доставки.