37 Общая информация о деловой игре
Деловая игра посвящена вопросам управления транспортом в процессе продажи товаров. Реализация функций товароснабжения требует значительных инвестиций капитала в ресурсы, к которым относятся складские помещения, запасы, технологическое оборудование, персонал, а также транспортные средства для поставки товара потребителю. В функции логистики входит поиск путей достижения максимальной прибыли от использования ресурсов.
Распределение – это понятие, обобщающее несколько функций. Усилия по улучшению использования ресурсов и снижению издержек в процессе реализации любой из этих функций должны рассматриваться в контексте воздействия на весь процесс распределения. Планирование же в области распределения должно осуществляться с учетом характера воздействия отдельных решений на весь процесс това-роснабжения.
В рамках данной игры операции с транспортным парком рассматриваются как пример реализации одной из функций внутри общего процесса распределения.
Достижение компромисса между приемлемым уровнем услуг по товароснабжению потребителей и лимитом транспортных расходов относится к разряду повседневных проблем торговых фирм и требует навыков оперативного планирования.
Условия деловой игры
Участник деловой игры выступает в роли управляющего по вопросам транспорта оптовой фирмы, поставляющей различные товары в 30 магазинов. Карта-схема района представляет собой тетрадный лист в клетку, на котором нанесены координатные оси. Вертикальные и горизонтальные линии сетки представляют собой дороги, которые могут быть использованы для поездок. Движение осуществляется только по горизонтальным и вертикальным линиям. Масштаб карты: одна клетка – 1 км², т.е. длина клетки – 1 км (табл. 4.7).
Товары, доставляемые в магазины.
Со склада кампании в магазины доставляются 3 вида товаров: продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М). Продукты и моющие средства не подлежат совместной упаковке. Все товары упакованы в одинаковые по размеру коробки.
3. Заказы магазинов (табл. 4.8).
38
4. Характеристика транспортных средств.
В фирме имеется 6 автомобилей. Этих автомобилей может быть недостаточно, соответственно, можно привлекать наемный транспорт. Причем наемные транспортные средства разрешается привлекать в том случае, если все собственные автомобили уже задействованы. Грузоподъемность автомобиля – 120 коробок.
5. Расчет времени работы транспорта. Оборот транспортного средства включает в себя:
время на загрузку на складе;
время проезда по маршруту;
время на разгрузку в магазине;
дополнительное время, необходимое для перерывов в работе водителя.
Эти периоды времени рассчитываются следующим образом.
5.1. Время на загрузку на складе.
Все намеченные к поездке автомобили выезжают со склада в 8:00. Время первой загрузки транспорта не входит в рабочее время водителя.
Возможно, что в течение дня транспортное средство будет использовано для выполнения более чем одного маршрута. В этом случае каждой последующей поездке будет предшествовать тридцатиминутная загрузка.
5.2. Время проезда по маршруту.
Средняя скорость на маршруте принимается равной 20 км/ч, т.е. один километр машина проезжает за 3 минуты (это означает, что сторону одной клетки па карте машина преодолевает за 3 мин.).
5.3. Время разгрузки.
Время разгрузки принимается из расчета 0,5 мин. на одну единицу груза (например, 76 коробок будет разгружено за 38 мин.).
Кроме того, необходимо учесть время на операции, связанные с оформлением прибытия груза в магазин, а также на операции по подготовке и оформлению разгрузки автомобиля. Норма времени на эти операции составляет 15 мин. на один магазин.
5.4. Перерыв в работе водителя.
Если протяженность маршрута требует, чтобы водитель провел за рулем автомобиля свыше 5,5 ч, т.е. проехал свыше 110 км, то к его рабочему времени следует прибавить 30 мин. для перерыва.
5.5. Общее время работы.
Максимально допустимое дневное рабочее время для каждого транспортного средства и водителя 11 ч. Ни при каких обстоятельствах график доставки грузов не должен предусматривать превышение этого максимума.
39
Основная продолжительность рабочего дня водителя – 8 ч, после чего его рабочее время оплачивается по системе сверхурочной оплаты до 11 ч в день.
6. Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств.
Каждая фирма, владеющая транспортом, несет условно постоянные и условно переменные расходы по его содержанию. Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 300 рублей в день.
Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью одного километра пробега, которая для собственного транспорта составляет 15 руб/км.
В расходах по использованию наемного транспорта также присутствует постоянная и переменная составляющие. Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 1500 рублей в день, независимо от степени его использования. Пробег наемного транспорта оплачивается по цене 30 рублей за километр. Эти расценки включают в себя оформление заказа, экспедирование и страхование груза.
Выбор из двух вариантов – иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаем – является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.
7. Расходы сверхнормативного труда.
Основной рабочий день водителей – 8 ч включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешенного количества часов (11 ч) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 300 рублей в час (т.е. 5 рублей минута).
8. Другие виды расходов.
Если график предусматривает использование наемного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 600 рублей на человека на одну машину в день. Другими словами, если в один день используются два наемных средства для перевозки напитков, расход в этот день составит 1200 рублей (независимо от того, по сколько поездок сделают наемные машины).
Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.
40
9. Штрафные санкции.
9.1. Неполное использование вместимости транспортного средства.
Если транспортное средство (собственное или наемное) отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 50 рублей за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства).
Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчет транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 1500 рублей.
9.2. Неполное использование транспорта по времени.
Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет 8 ч. Минимальный рабочий день – 6 ч. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 ч, составляет: по собственным машинам – 300 руб/день, по наемным машинам – 500 руб/день. Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.
9.3. Неполное выполнение заказа магазина. Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине по ставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 100 рублей за каж дую недопоставленную коробку в день.
Задание к деловой игре Пользуясь приведенными исходными данными, участникам деловой игры предлагается:
разработать маршруты и составить графики доставки заказанных товаров в магазины района;
рассчитать размер расходов, связанных с доставкой товаров в магазины;
выполнить анализ разработанной схемы доставки.
- Федеральное государственное образовательное учреждение
- Содержание
- Тема 1.1. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 2. Логистика запасов
- Тема 2.1. Определение оптимального размера заказа на комплектующие изделия
- Практические задания
- Тема 2.2. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
- С фиксированным размером заказа при наличии неоднократных задержек в поставках
- Практические задания
- Тема 2.3. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
- С фиксированным интервалом времени между заказами при наличии неоднократных задержек в поставках Практические задания
- Тема 2.4. Метод abc-анализа товарно-материальных запасов
- Практические задания
- Тема 2.5. Оборачиваемость товарно-материальных запасов
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 3. Производственная логистика
- Тема 3.1. Определение потребности в материальных ресурсах для основного производства
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 4. Транспортная логистика
- Тема 4.1. Выбор схемы транспортировки продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 4.2. Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом (деловая игра)
- 37 Общая информация о деловой игре
- Методические рекомендации
- Тема 4.3. Определение оптимального срока замены транспортного средства
- Практические задания
- Методические указания
- Контрольные вопросы
- 5. Складская логистика
- Тема 5.1. Тароупаковочное хозяйство в логистике. Выбор складских мощностей
- Методические указания
- 56 Практические задания
- Тема 5.2. Определение границ рынка
- Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.3. Прогнозирование материалопотока и товарооборота регионального склада
- 59 Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.4. Размещение товаров на складе
- Методические указания
- 69 Контрольные вопросы
- 6. Распределительная логистика
- Тема 6.1. Сбытовая политика фирмы
- Практические задания
- Тема 6.2. Рационализация товародвижения продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 6.3. Определение места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 82 Библиографический список