20. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
Под качеством продукции нужно понимать совокупность свойств продукции, которые обусловливают ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Показатель качества продукции - количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав ее качества, которое рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Оптимальными являются значения показателей, отвечающие наилучшему (с точки зрения поставленных целей), сочетанию между расходом ресурсов и полученным эффектом. Измерение численных значений показателей качества проводят с помощью инструментов, приборов, опытным путем, рассчитывают теоретически. Для оценки некоторых свойств продукции технические средства пока неприемлемы, в этом случае применяют так называемый органолептический метод.
Общими показателями качества продукции являются сортность, брак, количество принятых рекламаций.
Наравне с общими для каждой отрасли промышленности есть и специфические показатели, которые могут быть единичными и комплексными. В свою очередь комплексные показатели качества продукции делятся на обобщенные, групповые, интегральные.
Общепризнанной является классификация таких групп свойств и соответственно показателей.
Показатели надежности:
безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность на протяжении некоторого времени или некоторой наработки;
сохранность - свойство изделия сохранять свои показатели на протяжении хранения и транспортирования;
ремонтопригодность - свойство объекта приспосабливаться к предупреждению причин возникновения его отказов и устранения их следствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания;
долговечность - свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
Показатели технологичности характеризуют технологичность решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями.
Эргономические показатели отображают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявившихся при использовании изделия.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство выполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортированию.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту продукции и являются важным фактором при определении конкурентоспособности.
Экологические показатели - это уровень вредных влияний на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.
Показатели качества продукции определяются при помощи таких методов:
1.измерение с помощью технических измерительных приборов (твердость, прочность, эластичность и т.п.); 2.определение показателей на основе теоретической или эмпирической зависимости между параметрами (растворимость и т.п.); 3.статистического - на основе наблюдений и соответствующей обработки информации (показатели надежности, долговечности и др.); 4.органолептического - на основе восприятия органов чувств: зрения, обоняния, вкуса и др.; 5.социологического - на основе сбора и анализа суждений потребителей, путем устных опросов, заполнения анкет, с помощью аукционов, выставок; 6.экспертного - на основе обработки суждений группы специалистов-экспертов.
Соответственно перечисленным методам определения абсолютные показатели качества продукции могут быть сгруппированы таким образом: мгновенные, расчетные, вероятностные, субъективно-условные.
Любой товар, поступивший на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретет тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Другими словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи.
Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающего удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Затраты покупателя состоят из двух частей - затрат на покупку (цена товара) и затрат, связанных с потреблением, которые вместе называются ценой потребления. Эта цена потребления обычно существенно выше цены продажи. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого за весь срок его службы у покупателя создается минимальная цена потребления.
При этом нужно различать качество и конкурентоспособность товара. Качество - это просто совокупность тех свойств изделия, которые делают его способным выполнять заданные функции и удовлетворять тем самым определенную потребность. Сравнивая качество двух изделий, мы сравниваем просто меры полезности каждого из них, а в конкретных условиях эксплуатации полезность вещи выражается ее конкурентоспособностью. Другими словами, нельзя говорить о конкурентоспособности, не оговаривая условий использования изделий. Конкурентоспособность товара должна быть ключевым моментом принятия решения о создании новых производств.
Изучение конкурентоспособности реализуемого на рынке товара должно вестись непрерывно и систематически. Это даст возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В результате можно своевременно принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой рынок.
- 1. Маркетинг как новый подход к экономике. Философия и технология бизнеса. Принципы и функции маркетинга.
- 2. Концепция совершенствования производства
- 3. Концепция совершенствования товара
- 4. Концепция совершенствования сбытовой деятельности/Концепция интенсификации коммерческих усилий
- 5. Концепция собственного маркетинга.
- 6.Концепция социально-этичного маркетинга
- 7. Аналитические функции маркетинга
- 8.Товарно - производственная функция маркетинга ( созидательная)
- 9.Сбытовые функции маркетинга
- 10. Функция управления и контроля.
- 11. Основные факторы макросреды
- 12. Основные факторы микросреды
- 13. Типы маркетинга
- 14. Товар как рыночная категория в маркетинговой деятельности. Три измерения товара.
- 16. Сущность и критерии определения новых товаров
- 17. Рыночная атрибутика товаров. Товарный знак и конкурентоспособность продукции
- 18. Позиционирование товара на рынке
- Концепции позиционирования
- Позиционирование товара
- 19 Позиционирование предприятий и товаров фирм по бкг и ge
- Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
- Преимущества
- Правила построения
- Матрица General Electric/McKinsey Историческая справка о создании матрицы General Electric/McKinsey
- Определение понятия
- Три области матрицы General Electric/McKinsey
- Девять видов бизнеса по матрице General Electric/McKinsey
- Преимущества и недостатка матрицы General Electric/McKinsey
- 20. Качество и конкурентоспособность продукции (услуг)
- 21. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества.
- 22 Маркетинговые исследования. Система маркетинговой информации
- 3.2. Система внутренней отчетности
- 3.3. Система сбора внешней текущей маркетинговой информации
- 23 Ситуативный анализ возможностей предприятия swot- анализ
- 24.Сегментация рынка. Критерии сегментации рынка. Выбор целевого сегмента рынка
- 25. Отбор целевых сегментов рынка
- 26.Модель покупательского поведения
- Характеристики покупателя
- Экономическое
- 27. Особенности принятия решений о покупке товаров индивидуального пользования и товаров производственного назначения.
- 4. Референтные группы
- 7. Психологические факторы:
- Покупатели от имени организации
- 28 Цели ценовой политики и ее роль в системе маркетинга. Роль цены в различных сегментах рынка
- 8. Процесс установления цены на новый товар
- 29 Ценовая эластичность
- Коэффициент эластичности
- Качественная характеристика эластичности
- Основные показатели эластичности Эластичность спроса
- Эластичность предложения
- 30. Ценовая реклама
- 1. Товарная реклама
- 2. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий
- 4. Престижная реклама
- 31 Конкуренция и степень контроля государства
- 32 Товародвижение в системе маркетинга, цели, задачи, функции
- 33 Оптовая торговля как канал товародвижения
- 34 Розничная торговля как канал товародвижения
- 35 Система фосстис
- 36 Планирование в системе товародвижения и сбыта. Управление товародвижением и сбытом
- 37 Метод фокус – группы. Сущность и содержание.
- 38 Консигнация в системе сбыта продукции
- 39 Франчайзинг как форма взаимодействия с отечественными и зарубежными фирмами.
- 40 Сетевой маркетинг. Его особенности в рф
- 41 Реклама в системе продвижения товаров. Рекламная деятельность фирмы
- 42 Виды рекламы
- Реклама и стадии жизненного цикла товара
- 43. Особенности рекламы тип и тпн.
- 44 Особенности проведения рекламной компании методом директ - мейл
- 46 Престижная реклама
- 47 Atl и вtl реклама. Виды продакт плейсмента
- Что такое atl и что такое btl реклама?
- Зачем нужно разделение на прямую и непрямую рекламу?
- Что такое btl коммуникации?
- С помощью непрямой рекламы, компании могут решить несколько задач
- Преимущества btl-инструментов по сравнению с прямой рекламой
- 48. Разработка рекламного бюджета. Показатели эффективности рекламной деятельности предприятия
- 49. Рыночные стратегии маркетинга. Массовый, концентрированный, дифференцированный маркетинг.
- 50. Организация деятельности службы маркетинга на предприятии.
- 51 Содержание и разработка комплекса маркетинга. Планирование маркетинга.
- Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
- Необходимость стратегического подхода к планированию маркетинга
- Неэффективность планирования в целом, отмечаемая у отдельных зарубежных фирм, порождается такими причинами, как:
- Структура плана маркетинга и последовательность его разработки Иностранные специалисты так формулируют конечные цели планирования:
- В план маркетинга обычно включаются:
- Планирование маркетинговой деятельности
- 52. Система маркетингового контроля. Контроллинг.
- Вводный пример
- 53. Интерактивный маркетинг и электронная торговля.
- 54. Использование информационных технологий в системе маркетинга. Web- технологии в маркетинге.
- 56 Стратегии роста фирма. Виды стратегий роста.
- 58. Международный маркетинг. Способы выхода на зарубежные рынки. Специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
- Глава 2. Выход на зарубежные рынки
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 59. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении и их классификация.
- 60. Экологические аспекты деятельности маркетинговой деятельности.