logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

25.Прогнозирование, его понятие, виды, типы и методы

Прогнозирование - предвидение, которое связано с получением информации о будущем состоянии предприятия. Прогнозирование отличается от планирования: 1. прогнозы делают на длительный период времени, а планы - на короткий; 2. на основе прогнозных расчетов осуществляется планирование.

Все виды прогнозов классифицируются:

1. в зависимости от времени охвата: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз.

2. в связи с возможностью воздействия на будущее развитие: активное прогнозирование; пассивное прогнозирование. Активные - возможность активного воздействия на проект. Пассивное - у предприятия нет возможности быстрого развития.

3. по способу представления: точечные и интервальные. Точечные - прогноз на определенную дату. Интервальный - дается с интервалом.

Прогнозы могут быть нескольких типов: ? это творческое видение и интуиция ? поисковое прогнозирование - осуществляется в 2 видах: 1. методом экстраполяции. 2. альтернативным методом.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое развитие происходит непрерывно и можно использовать факторы, составить модель или перенести сложившуюся тенденцию на будущий период. При альтернативном варианте учитывается внешняя и внутренняя среда, и когда развитие происходит скачкообразно. Вследствие этого составляют несколько вариантов прогнозных расчетов.

? нормативный подход - когда нет никакой информации и все расчеты делаются, на основе нормативов.

Прогнозирование выражается в словесной, математической, графической и других форматах, которые дают возможность судить о состоянии предприятия в будущем периоде.

Методы прогнозирования:

1. экспертных оценок - учет субъективного мнения о будущем состоянии дел. В этом случае, выводы делаются на основе рациональных доводов, интуитивного знания.

Экспертные оценки могут быть:

а) индивидуальные экспертные оценки (метод сценария, метод интервью, форма аналитических записок).

Метод сценария - описание картины будущего состояния предприятия, которое составлено с учетом правдоподобных предположений. Составляется несколько сценариев: оптимистический, пессимистический, средний.

Метод интервью - беседа организатора о прогнозной деятельности с прогнозистом. Организатор ставит конкретные вопросы, а прогнозист на них отвечает.

Метод аналитических записок - эксперт на основе анализа деловой ситуации определяет возможные пути развития предприятия.

б) коллективные экспертные оценки - метод «мозговой атаки», «дельфи-метод», метод комиссии - создание круглого стола, в котором происходит согласование методов экспертизы, затем все методы обобщаются. Метод «мозговой атаки» - генерация идей и творческих решений. В команду входят руководители различных специальностей. «Метод - дельфи» - проведя несколько этапов анкетных опросов специалистов делаются заключения, когда мнения большинства экспертов сходятся.

2. экстраполяции,

3. трендов,

4. методы регрессионного анализа, 5. экономико-математического моделирования.

26.