Методические рекомендации
Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчеты пробега, времени и загрузки.
Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабатываться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исходящим из точки 0 и постепенно вращающимися по (или против) часо-41
вой стрелке, начинаем «стирать» с координатного поля изображенные на нем магазины (эффект дворника-стеклоочистителя). Как только сумма заказов стертых магазинов достигает вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод дает точные результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально прямой.
Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов, приведена в таблице 4.9.
Поясним расчеты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки 0 воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечет магазин 29) и начнем вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24-П и 20-Н). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигает 80 коробок. Следующий «стертый» лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузоподъемность автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине – (Р = 118 коробок) показывает, что формирование маршрута завершено. Используя форму таблицы 4.9, заполним расчеты параметров первого маршрута
Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М:0-29-30-2-1-0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяженность первого маршрута: L = 32 км.
Таблица 4.5 Пример расчета параметров первого маршрута
№ маршрута | № магазина | Размер заказа, количество коробок | Расчеты по маршрутам | ||
|
| П М Н |
| ||
1 | 29 30 1 2 | 16 24 - 20 | ---- | 12 20 8 18 | М:0-29-30-2-1-0 P = 118 коробок L = 32 км T = 32 * 3 + 118 * 0,5 + + 15 * 4 = 215 мин. |
42
Время автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых:
время движения автомобиля:
32 * 3 мин/км = 96 мин.; время на разгрузку автомобиля в магазинах:
118 * 0,5 = 59 мин.; время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах: 4 маг. * 15 мин/маг. = 60 мин. Т = 32 * 3 + 118 * 0,5 + 15 * 4 = 215 мин. Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (табл. 4.6)
Таблица 4.6 График работы транспорта
1-я поездка
3-я поездка
2-я поездка
1 | 1 | 8:00 | 11:35 | 2 | 12:05 | И т.д. |
|
|
|
| Собств. |
|
| 8:00 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| 8:00 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
И т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяженности этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 часов в день (меньше 6 часов штраф, более 8 часов – сверхурочная оплата).
43
Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен возврат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.
После составления графика по форме приложения 6 рассчитываются общие затраты по доставке товаров. Расчет затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наемным транспортом.
В завершение деловой игры команды составляют план выполнения заказов таблица 4.12 и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в таблица 4.13.
Конспект основных условий деловой игры
1. Товар:
продукты (П), напитки (Н), моющие средства (М);
продукты и моющие средства нельзя перевозить в одной машине.
2. Транспорт:
собственный – 6 машин, наемный – требуемое количество;
грузовместимость – 120 коробок.
3. Временные условия:
скорость 20 км/ч, т.е. одну клетку на схеме (км) автомобиль проезжает за 3 мин.;
выезд всех автомобилей со склада в первый рейс в 8:00, автомобили груженые, время первой погрузки не входит в рабочее время водителя;
норма времени на разгрузку – 0,5 мин. на одну коробку;
норма времени на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах – 15 мин. на один магазин;
погрузка автомобиля на складе – 30 мин.;
рабочий день водителя – 8 ч, затем – сверхурочная оплата;
минимальное рабочее время работы автомобиля – 6 ч;
максимальное – 11 ч.
4. Стоимостные условия:
- собственные автомобили (условно постоянные расходы – 300 руб. в день за автомобиль, условно переменные расходы – 15 руб. за 1 км пробега);
наемные автомобили: (условно постоянные расходы – 1500 руб. в день за автомобиль, условно переменные расходы – 30 руб. за 1 км пробега);
оплата за сверхурочный труд водителя (с 8 до 11 ч) – 5 руб. за минуту.
44
5. Штрафы:
в случае загрузки в машину менее 90 коробок – 50 руб. за каждую недогруженную до 90 ед. коробку (последний маршрут не штрафуется);
в случае работы автомобиля менее 6 часов: собственный автомобиль – 300 руб. в день; наемный автомобиль – 500 руб. в день (за недоработку собственной машины штраф не взимается при условии отсутствия наемного транспорта и сверхурочной работы).
Таблица 4.7 Координаты магазинов*
№ магазина | Координаты магазина | |
X | Y | |
1 | 19 | 9 |
2 | 25 | 6 |
3 | 28 | 4 |
4 | 27 | 2 |
5 | 20 | 5 |
6 | 18 | 2 |
7 | 16 | 7 |
8 | 13 | 3 |
9 | 9 | 2 |
10 | 11 | 7 |
11 | 4 | 4 |
12 | 6 | 7 |
13 | 2 | 8 |
14 | 12 | 9 |
15 | 4 | 11 |
16 | 8 | 12 |
17 | 2 | 14 |
18 | 8 | 15 |
19 | 13 | 12 |
20 | 12 | 15 |
21 | 15 | 14 |
22 | 16 | 17 |
23 | 18 | 12 |
24 | 20 | 16 |
25 | 23 | 17 |
26 | 23 | 14 |
27 | 27 | 16 |
28 | 30 | 15 |
29 | 24 | 10 |
30 | 28 | 8 |
* Координаты распределительно | го центра: X – 16 ;Y – 10. |
|
45
Ведомость заказов магазинов
Таблица 4.8
№ маг. | Понедельник | Вторник | Сред | а | Четверг | Пятница | |||||||||
П | М | Н | П | М | Н | П | М | Н - 20 30 12 16 40 30 12 18 30 20 32 16 20 10 16 10 40 - 14 30 -20 - - 20 24 - -20 | П | М | Н | П | М | Н | |
1 | - | 10 | 8 | - | - | 16 | 20 | 10 | 4 | - | 32 | 40 | - | 12 | |
2 | 20 | 26 | 18 | 24 | 16 | - | 48 | - | 20 | 8 | - | - | 8 | 24 | |
3 | 44 | 24 | 26 | 48 | 16 | 38 | 40 | 20 | 20 | 10 | 10 | 20 | 22 | 30 | |
4 | 10 | 10 | 18 | - | - | 16 | 16 | 8 | 50 | 8 | 12 | 16 | - | 34 | |
5 | 26 | 34 | 20 | 40 | 24 | 20 | 34 | - | 50 | 10 | 30 | 50 | - | 10 | |
6 | 32 | 20 | - | 30 | 10 | 50 | 24 | 12 | 35 | 10 | 22 | 10 | 10 | 36 | |
7 | 20 | 8 | - | 34 | 8 | 10 | 12 | 4 | 26 | 16 | 14 | 12 | 8 | 20 | |
8 | 20 | 14 | 24 | 20 | 8 | - | 40 | - | 10 | 4 | 10 | 44 | - | - | |
9 | 28 | 10 | 6 | - | - | 20 | 28 | 12 | 40 | 10 | 12 | 28 | 12 | 12 | |
10 | 40 | 20 | 12 | 40 | - | 16 | 20 | 14 | - | - | 22 | 8 | 6 | 16 | |
11 | 44 | 20 | 20 | 28 | 12 | 24 | 50 | 10 | - | - | - | 18 | 10 | 10 | |
12 | 24 | 8 | 6 | 20 | - | 5 | 40 | - | 20 | 12 | 10 | 50 | - | 22 | |
13 | 30 | 20 | 36 | 18 | 10 | 14 | - | 10 | 16 | 10 | 28 | 20 | 8 | 12 | |
14 | 20 | 10 | - | - | 10 | 20 | 30 | 12 | - | - | - | 30 | 12 | 20 | |
15 | 16 | 6 | 10 | 12 | 12 | 15 | 20 | - | 35 | 18 | 32 | 16 | - | - | |
16 | 10 | 4 | 6 | 20 | - | 10 | 16 | 12 | - | - | - | - | 20 | - | |
17 | 46 | - | 32 | 18 | 16 | - | 22 | - | 44 | 32 | 32 | 30 | 10 | 24 | |
18 | 14 | 6 | 20 | 28 | 5 | 32 | 20 | 24 | - | - | - | 40 | - | 10 | |
19 | 12 | 8 | - | 10 | 8 | 16 | 14 | - | 36 | - | 14 | 30 | 16 | - | |
20 | 24 | 8 | - | - | 10 | 12 | 30 | 10 | 30 | - | 16 | 48 | 7 | 16 | |
21 | - | - | 40 | 24 | 20 | - | 50 | 8 | 40 | 20 | 50 | 16 | 10 | - | |
22 | 20 | 8 | 12 | 12 | 8 | 14 | 20 | - | 12 |
| 26 | 22 | - | - | |
23 | 10 | - | - | 20 | 16 | 24 | 14 | 16 | 24 | - | 10 | 10 | 10 | 44 | |
24 | 10 | - | - | 50 | 20 | 32 | 10 | 20 | 10 | - | 16 | 32 | - | - | |
25 | 14 | 4 | 16 | 14 | 10 | 16 | - | - | 14 | 10 | 20 | - | - | 16 | |
26 | 34 | 24 | 20 | 20 | 5 | 12 | 40 | - | - | - | - | 40 | 40 | 40 | |
27 | 30 | - | 14 | 46 | 32 | 42 | - | - | 41 | - | 42 | - | - | 26 | |
28 | 20 | 16 | 20 | 20 | 16 | - | 20 | - | 40 | 40 | 45 | 20 | 4 | 5 | |
29 | 16 | 32 | 12 | 16 | 12 | 6 | 20 | - | 32 | 8- | - | 30 | 24 | 24 | |
30 | 24 | 16 | 20 | 26 | 6 | 12 | 24 | 16 | 44 | - | 16 | 24 | 16 | 20 |
46
Расчет основных параметров маршрутов
Таблица 4.9
№ маршрута | № магазина | Размер заказа, количество коробок | Расчеты по маршрутам | ||
| П | М | Н | ||
1 |
|
|
|
| М: P = L = T = |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
| М: P = L = T = |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
| М: P = L = T = |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
И т.д. |
|
|
|
| М: P = L = T = |
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
47
|
| График работы транспорта | Таблица 4.10 | ||||||||
| 1-я поездка 2-я поездка | 3-я поездка |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.11 Расчет общих затрат по доставке товаров
Плата за пользование автомобилями, руб.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого | Pобщ = | Lобщ= |
|
|
|
|
|
| Cо = |
48
План выполнения заказов
Таблица 4.12
Понедельник | Вторник | И т.д. | ||||||||
№ марш. | № ма-газ. | размер заказа, коробки | № марш. | № ма-газ. | размер заказа, коробки | |||||
1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2 |
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4 |
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
6 |
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
49
Таблица 4.13 Анализ результатов планирования доставки заказов
Показатель | Формула расчета |
| День недели | Всего за неделю | |||
пн | вт | ср | чт | пт | |||
Общие затраты по доставке заказов, у.д.е. | Собщ |
|
|
|
|
| |
Количество перевезенного груза, коробки | Робщ |
|
|
|
|
| |
Пробег транспорта, км | Lобщ |
|
|
|
|
| |
Количество маршрутов, ед. | N |
|
|
|
|
| |
Коэффициент использования грузовместимости транспорта | K = Pобщ / / (N * Q) |
|
|
|
|
| |
Затраты по доставке, приходящиеся на1 км пробега, у.д.е. | CL = Cобщ / |
|
|
|
|
| |
Затраты на перевозку единицы груза, у.д.е. | СP = Cобщ / / Pобщ |
|
|
|
|
|
- Федеральное государственное образовательное учреждение
- Содержание
- Тема 1.1. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 2. Логистика запасов
- Тема 2.1. Определение оптимального размера заказа на комплектующие изделия
- Практические задания
- Тема 2.2. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
- С фиксированным размером заказа при наличии неоднократных задержек в поставках
- Практические задания
- Тема 2.3. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
- С фиксированным интервалом времени между заказами при наличии неоднократных задержек в поставках Практические задания
- Тема 2.4. Метод abc-анализа товарно-материальных запасов
- Практические задания
- Тема 2.5. Оборачиваемость товарно-материальных запасов
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 3. Производственная логистика
- Тема 3.1. Определение потребности в материальных ресурсах для основного производства
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 4. Транспортная логистика
- Тема 4.1. Выбор схемы транспортировки продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 4.2. Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом (деловая игра)
- 37 Общая информация о деловой игре
- Методические рекомендации
- Тема 4.3. Определение оптимального срока замены транспортного средства
- Практические задания
- Методические указания
- Контрольные вопросы
- 5. Складская логистика
- Тема 5.1. Тароупаковочное хозяйство в логистике. Выбор складских мощностей
- Методические указания
- 56 Практические задания
- Тема 5.2. Определение границ рынка
- Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.3. Прогнозирование материалопотока и товарооборота регионального склада
- 59 Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.4. Размещение товаров на складе
- Методические указания
- 69 Контрольные вопросы
- 6. Распределительная логистика
- Тема 6.1. Сбытовая политика фирмы
- Практические задания
- Тема 6.2. Рационализация товародвижения продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 6.3. Определение места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 82 Библиографический список