logo search
ekzamen_SO

Понятие «лидер общественного мнения» и «группа интересов».

Впервые термин "лидер общественного мнения" был введен Полом Лазарсфельдом в 50-х годах прошлого века. Пол Лазарсфельд и другие исследователи разработали модель двухуровневой коммуникации, согласно которой в обществе существуют восприимчивые к воздействию политической пропаганды "лидеры общественного мнения", распространяющие политическую информацию по каналам межличностного общения. Методика Лазарсфельда используется по настоящее время. Существуют методики выявления лидера общественного мнения. 1. Анкетирование. Позволяет определить лидера заочно. Анкета содержит вопросы: "как к вашему мнению относятся родственники", "часто ли вы обсуждаете, даете советы", "у вас спрашивают советы". Такая анкета дает возможность оценить волевые качества индивидов группы, но точно выделить лидера общественного мнения не может, так как невозможно точно измерить волевые и личностные качества индивида. Также ответы могут не соответствовать истине. 2. Опрос (Социометрический метод). Метод основан на социологическом опросе группы лиц, который позволяет определить лидера. Такой опрос позволяет проследить связи между членами этой группы и выявить индивида, к которому большее количество людей прислушивается. Это метод намного точнее, чем анкетирование. Социометрический метод разработан Дж. Морено. 3. Объективный метод. Часто используется в больших компаниях. Суть метода заключается в том, что каждому члену группы дается возможность стать лидером мнения. Полученные результаты затем сравниваются и выбирается сильнейший. Лидерские качества можно развивать, хотя это не означает, что любой человек может стать лидером. Основными характеристиками лидера общественного мнения являются: осведомленность, интерес к теме, общительность, участие в общественной жизни.

Группы интересов, или группы давления, функционируют на политической сцене, оставаясь вне официальной власти, влияют на нее, отличаются от партий тем, что не стремятся овладеть гос. структурами. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе к.-л. полит. кампаний, они способны мобилизовать на полит. акции значительные массы населения, обладают сильной экономической властью. Содержание термина 'группа давления' оказывается трудно уловимым, поскольку таких групп в обществе может быть много и все они различаются (ex. религиозные группы, крестьянские (фермерские) организации, молодежные движения, семейные ассоциации, организации предпринимателей, феминистские движения, профсоюзы, различные клубы и общества, etc.).