Методические указания
Для определения точки (срока) замены необходимо определить две следующие зависимости:
F1(x) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на единицу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной работы;
F2(х) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости позволят определить функцию F(x) – зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) и укажет срок замены транспортного средства.
Таблица 4.14 Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат (начальная стоимость автомобиля – 40000 руб.)
Год | Пробег нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. |
1 | 20000 | 300 | 34000 |
2 | 40000 | 800 | 29600 |
3 | 60000 | 1900 | 25900 |
4 | 80000 | 3000 | 228000 |
5 | 100000 | 4300 | 20500 |
6 | 120000 | 5900 | 18400 |
51
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.
Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в таблице 4.15.
Год
Таблица 4.15 Расчет точки минимума общих затрат
1-й |
|
|
|
|
|
|
|
|
2-й |
|
|
|
|
|
|
| |
3-й |
|
|
|
|
|
|
| |
4-й |
|
|
|
|
|
|
| |
5-й |
|
|
|
|
|
|
| |
6-й |
|
|
|
|
|
|
|
Для определения F1(х) необходимо:
определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить графу 4 таблицы 2;
определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленный нарастающим итогом (т.е. данные гр. 4 табл. 2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода. Полученные результаты заносятся в графу 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции F1(х);
для определения F2(х) необходимо определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в графу 7 итоговой таблицы.
52
Нужно определить величину потребленного капитала в расчете на 1 км пробега автомобиля. С этой целью значения графы 7 необходимо разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции F2(х), заносятся в графу 8.
Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные граф 5 и 8, а результаты вписать в соответствующие строки графы 9. Они образуют множество значений целевой функции F(x), минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.
Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных, приведенных в таблице 4.14, либо в соответствии с отдельным вариантом задания.
Заполнив все графы таблицы 4.15, мы завершили определения функции F1(х), F2(х) и F(x) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме.
В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства в отличающихся от оптимального сроков.
Для применения этого метода на предприятии служба логистики должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы, используемой в логистических процессах техники и привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение большинства логистических операций, объем произведенной работы измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках устанавливают часовые механизмы, фиксирующие отработанное время.
Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники. Другая зависимость определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники.
Задание 2. Автомобиль, купленный за 160000 руб., эксплуатировался 10 лет, ежегодно проезжая по 15 тыс. км. Годовые затраты на ремонт приведены в графе 3 таблицы 4.16. В ней же указана рыночная стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).
53
Необходимо определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Таблица 4.16 Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат
Год 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Пробег нарастающим итогом, км | Годовые затраты на ремонт, руб. | Рыночная стоимость машины к концу периода, руб. |
2 | 3 | 4 | |
15000 | 1500 | 135000 | |
30000 | 2750 | 125000 | |
45000 | 3000 | 115000 | |
60000 | 4150 | 105000 | |
75000 | 5200 | 95000 | |
90000 | 6300 | 85000 | |
105000 | 7500 | 75000 | |
120000 | 9000 | 65000 | |
135000 | 12000 | 55000 | |
15000 | 13500 | 45000 |
- Федеральное государственное образовательное учреждение
- Содержание
- Тема 1.1. Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 2. Логистика запасов
- Тема 2.1. Определение оптимального размера заказа на комплектующие изделия
- Практические задания
- Тема 2.2. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
- С фиксированным размером заказа при наличии неоднократных задержек в поставках
- Практические задания
- Тема 2.3. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
- С фиксированным интервалом времени между заказами при наличии неоднократных задержек в поставках Практические задания
- Тема 2.4. Метод abc-анализа товарно-материальных запасов
- Практические задания
- Тема 2.5. Оборачиваемость товарно-материальных запасов
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 3. Производственная логистика
- Тема 3.1. Определение потребности в материальных ресурсах для основного производства
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 4. Транспортная логистика
- Тема 4.1. Выбор схемы транспортировки продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 4.2. Разработка маршрутов и составление графиков доставки товаров автомобильным транспортом (деловая игра)
- 37 Общая информация о деловой игре
- Методические рекомендации
- Тема 4.3. Определение оптимального срока замены транспортного средства
- Практические задания
- Методические указания
- Контрольные вопросы
- 5. Складская логистика
- Тема 5.1. Тароупаковочное хозяйство в логистике. Выбор складских мощностей
- Методические указания
- 56 Практические задания
- Тема 5.2. Определение границ рынка
- Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.3. Прогнозирование материалопотока и товарооборота регионального склада
- 59 Методические указания
- Практические задания
- Тема 5.4. Размещение товаров на складе
- Методические указания
- 69 Контрольные вопросы
- 6. Распределительная логистика
- Тема 6.1. Сбытовая политика фирмы
- Практические задания
- Тема 6.2. Рационализация товародвижения продукции
- Практические задания
- Методические указания
- Тема 6.3. Определение места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории
- Методические указания
- Практические задания
- Контрольные вопросы
- 82 Библиографический список