logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

45. Покупательский спрос, его понятие и классификация. Методы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.

Одним из основных элементов потребительского рынка является категория "потребительский спрос".

Спрос - это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Потребительский спрос - спрос, обеспеченный денежными средствами. Изучение спроса позволяет определить объем и структуру спроса на группы и виды товаров. На величину спроса оказывает влияние ценовая чувствительность спроса (эластичность) - это %-ое изменение объема продаж товаров в натуральном выражении, наступающее при цене товара на 1%. Пок-ль эластичности всегда отрицательная величина, т.к. с ростом цены спрос снижается, а с уменьшением увеличивается. Для определения чувствительности пок-лей к спросу необх. проводить маркетинговые исследования, используя специальные методы и инструменты или пользоваться готовыми материалами СМИ.

Классификация спроса:

1. Периодичность возникновения спроса: повседневный, периодический, эпизодический, импульсивный.

Повседневный спрос - это спрос, который предъявляется практически ежедневно (продукты питания, табачные изделия, мыло и т.д.).

Периодический спрос - предъявляется через определенные периоды (обувь, од.).

Эпизодический спрос предъявляется изредка, «от случая к случаю» (мебель, ювелирные изделия, деликатесы и т.п.).

Импульсивный спрос может быть предъявлен в любое время без заранее определенной периодичности и под влиянием различных факторов, в частности, рекламы, другой дополнительной информации, покупок других людей - родственников, знакомых (обычно это недорогие товары массового спроса - парфюмерия, хозяйственные товары, кондитерские изделия и т.п.).

2. Степень удовлетворения спроса: действительный (потенциальный), реализованный, неудовлетворенный.

Действительный (потенциальный) спрос - это объем спроса населения во всей его совокупности на уровне крупного региона.

Реализованный спрос - это спрос, который был фактически реализован при покупке товаров и оплате услуг.

Неудовлетворенный спрос - это спрос, оставшийся нереализованным из-за отсутствия необходимого товара по различным причинам (низкое качество, высокая цена и т.п.); это разница между действительным (потенциальным) спросом и спросом реализованным.

3. Степень подвижности спроса: базовый, мобильный. Базовый спрос предъявляется в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг. Мобильный спрос предъявляется в местах временного нахождения и потребления данных товаров и услуг (в командировке, на отдыхе и т.п.).

4. Намерения покупателей: четко сформулированный спрос (твердо сформулированный), альтернативный спрос.

Четко сформулированный (твердо сформулированный) спрос это заранее обдуманный спрос, выражающий твердое намерение покупателей купить именно эти товар или услугу.

Альтернативный спрос предъявляется на достаточно широкий круг однотипных товаров или услуг.

5. Характер спроса: первичный (начальный), на замену, дополнительный

Первичный (начальный) спрос - это предъявленный спрос на товары, приобретаемые впервые.

Спрос на замену - это спрос, возникающий после того, как потребляемый ранее товар, чаще всего длительного пользования, полностью утрачивает свои потребительские свойства или морально устаревает.

Дополнительный спрос - это спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров.

6. Степень интенсивности спроса: формирующийся, интенсивный, стабилизировавшийся, угасающий, отрицательный. Формирующийся спрос - это спрос на новые, незнакомые товары и услуги. Интенсивный спрос - это спрос, возрастающий высокими темпами (новые, а также высококачественные товары и услуги). Стабилизировавшийся спрос - это спрос на товары и услуги, динамика которого постоянна (продукты питания, хозяйственные товары, товары для личной гигиены и т.п.). Угасающий спрос - это спрос на товары, имеющий тенденцию к снижению, прежде всего на товары, в основном заканчивающие свой жизненный цикл (традиционные мужские пальто, телевизоры с черно-белым изображением и т.п.). Отрицательный спрос возникает, когда на отдельные товары и услуги спрос потребителями практически не предъявляется.

Методы изучения микроспроса

Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный, метод, который основан на применении специальных многосчетчиковых кассовых аппаратов. В качестве информации для изучения спроса могут служить данные, полученные в результате применения кассовых аппаратов, позволяющих постоянно учитывать ежедневную реализацию товаров по количеству, сумме, структуре, в том числе по ассортименту и даже по отдельным товарам. Информация учитывается по часам и минутам в пределах одного дня, а также по дням недели, отдельно и нарастающим итогом.

Современные многосчетчиковые кассовые аппараты считывают информацию со штрих-кодов, которыми снабжены товары и которые расположены на упаковке, что также позволяет получать полную информацию о реализованном товаре.

Для изучения спроса могут быть использованы двойные ярлыки, вкладыши, книги регистрации спроса с указанием причин в случае его неудовлетворения.

Изучение микроспроса на уровне предприятия может осуществляться в форме покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций и т.п.

Наиболее эффективным методом изучения спроса считаете анкетный опрос. В процессе проведения опроса населения возникает сложная проблема, связанная с обеспечением репрезентативности результатов опроса (т.е. насколько полученные результаты реально отражают изучаемые процессы). Репрезентативность выборки зависит от численности и отбора опрашиваемых лиц.

Математическая статистика предусматривает два основных метода:

1) метод вероятностной выборки;

2) квотная выборка, которая предполагает отбор опрашиваемых лиц с целью построения уменьшенной модели генеральной изучаемой совокупности.