logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

12.Методологические основы анализа и планирования прибыли в предприятиях торговли и общественного питания.

Анализ прибыли проводится в целом по торговому предприятию, его подразделениям, видам деятельности (розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание).

Анализ прибыли начинается с изучения динамики массы прибыли и анализа выполнения плана прибыли, если он был разрабо­тан на данном предприятии. При анализе прибыли определяется сумма перевыполнения (недовыполнения) плана прибыли, ее уве­личение (уменьшение) в отчетном году по сравнению с предше­ствующим годом, а также рассчитываются процент выполнения плана по прибыли, темп ее изменения по сравнению с предыду­щими годами. Такой анализ целесообразно проводить в разрезе отдельных видов прибыли (прибыль от реализации товаров, валовая прибыль, чистая прибыль). Анализ прибыли торгового предприятия необходимо проводить не только путем сравнения фактически достигнутых результатов с планом или с показателями за аналогичный период прошлых лет, но также путем проведения более углубленного исследования, це­лью которого является определение и количественная оценка вли­яния на прибыль отдельных факторов.

Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по формуле:

где Вл.Т — влияние изменения объема товарооборота, руб.;

Р0 — уровень рентабельности в предшествующем году (или по плану), % к обороту;

Т1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

Т0 — объем товарооборота в предшествующем году (по плану), руб.

Влияние изменения среднего уровня валового дохода определя­ется по формуле:

где Вл.УВД — влияние изменения среднего уровня валового до­хода, руб.;

T1 —фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УВД — уровень валового дохода в отчетном году, % к обороту; 

У В Д0 — уровень валового дохода в предшествующем году (по плану), % к обороту.

Изменение уровня издержек обращения определяется по фор­муле

Вл. УИО = [Т1 (УИО1 – УИО0)] / 100,

где Вл.УИО — влияние изменения уровня издержек обраще­ния, руб.;

T1. — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб.;

УИО, уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту; 

УИО0  уровень издержек обращения в предыдущем году (по плану), % к обороту.

При этом направление влияния изменения уровня издержек обращения на сумму прибыли меняется на противоположное, так как снижение уровня издержек обращения ведет к увеличению сум­мы прибыли и наоборот.

На сумму прибыли оказывают влияние и внереализационные до­ходы и расходы. Это влияние определяется по абсолютной величине отклонений данных отчетного года по сравнению с предшествую­щим годом, Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить раздельно, по отдельным их видам.

Определяющее влияние на сумму прибыли оказывает валовой доход, который представляет собой сумму реализованных торговых надбавок. 

Сумма реализованных торговых надбавок зависит от изменения их среднего уровня в процентах к обороту и объема розничного това­рооборота, влияние которых измеряется методом разницы. Так, для, определения влияния на сумму реализованных торговых надбавок, изменения их среднего уровня необходимо произвести расчет по сле­дующей формуле

где Вл.УТН — влияние изменения среднего уровня торговых надбавок на сумму реализованных торговых надбавок, руб.; УТН 1 — средний уровень торговых надбавок в отчетном году, % к обороту;

УТН0 средний уровень торговых надбавок в предшествующей/ году (по плану), % к обороту; T1 — фактический объем товарооборота в отчетном году, руб. Влияние изменения объема товарооборота на сумму торговые надбавок рассчитывается по формуле:

Вл.Т = [УТН0 (Т1 –Т0)] / 100,

где Вл.Т — влияние изменения объема товарооборота на сумм торговых надбавок, руб.; 

УТН0 — средний уровень торговых надбавок в предшествующее году, % к обороту;

T0 — объем товарооборота в предшествующем году, руб.

Далее изучаются факторы, влияющие на средний уровень вало­вого дохода: изменение структу­ры товарооборота (размеров торговых надбавок на отдельные това­ры и товарные группы). Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими торговыми надбавками ведет к повышению сред­него уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения струк­туры товарооборота на уровень валового дохода определяется с помощью процентных чисел с использованием метода разниц.

Анализ выполнения плана по прибыли и валовому доходу, их динамики, основных факторов, влияющих на их величину, следует дополнить анализом направлений использования прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия. При этом анализируются как абсолютные суммы использования прибыли на те или иные цели, так и структура ее использования, которая может быть проанали­зирована с помощью системы коэффициентов. Коэффициент налогообложения прибыли рассчитывается по формуле: К НП = НП / ВП,

где Кнп — коэффициент налогообложения прибыли; 

НП — сумма налога на прибыль и другие налоги, выплачиваемые за счет прибыли, руб.; 

ВП — валовая прибыль, руб. 

Данный коэффициент показывает, какая доля прибыли торгового предприятия изымается у торгового предприятия в бюджеты различных уровней в .виде налогов и сборов. Коэффициент прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (коэффициент чистой прибыли), может быть определен по формуле: 

где Кчп — коэффициент чистой прибыли;

ЧП — чистая прибыль предприятия, руб. 

Данный коэффициент характеризует долю прибыли, остающейся, в распоряжении торгового предприятия (Кнп + Кчп = l). iКоэффициент капитализации прибыли, характеризующий ее; долю, направляемую на производственное развитие предприятия, определяется по формуле: 

где Ккп — коэффициент капитализации прибыли;

ФН — сумма прибыли, направляемая в фонд накопления предприятия, руб. Коэффициент потребления прибыли: 

где Кпп — коэффициент потребления прибыли; ФП — сумма прибыли, направляемая в фонд потребления, руб.

ФСС — сумма прибыли, направляемая в фонд социальной сферы, руб.

Коэффициент резервирования прибыли:

где КрП — коэффициент резервирования прибыли; 

РФ — сумма прибыли, направляемая в резервный фонд, руб.  Для оценки эффективности использования прибыли, направля­емой на потребление, могут быть использованы следующие коэф­фициенты:

где Квс — коэффициент выплаты прибыли собственникам пред­приятия; ЧПС — сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия, руб.; где Куп — коэффициент участия персонала предприятия в при­были; ЧПпер —сумма чистой прибыли, выплаченная персоналу пред­приятия, руб.   Планирование прибыли торгового предприятия

Планирование прибыли представляет собой процесс разработ­ки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в не­обходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Для планирования прибыли торгового предприятия могут быть использованы следующие методы: методы прямого счета;

нормативный метод

метод целевого планирования.

Метод прямого счета является относительно простым и доста­точно надежным методом планирования прибыли, согласно которо­му разработке плана по прибыли должны предшествовать расчеты плановых сумм валового дохода и издержек обращения, обоснова­ния по получению доходов от прочей деятельности и внереализа­ционных доходов и расходов.

г где ВДдр — плановая сумма валового дохода от реализации то­варов, руб.;  Tni — планируемый объем товарооборота по i-й товарной группе, руб.; Сі — предполагаемый уровень торговой надбавки по i-й группе % к обороту. В случае если торговое предприятие не осуществляет планирование структуры товарооборота, плановая сумма валового дохода о реализации может быть определена следующим образом:

где ВДрт — плановая сумма валового дохода от реализации товаров, руб.;

Тп — плановый объем товарооборота торгового предприятия руб.; 

С — средний уровень торговой надбавки по предприятиям, % к обороту. 

Предполагаемая сумма доходов от неторговой деятельности определяется исходя из достигнутых их размеров по каждому виду деятельности в отчетном периоде и намечаемых в планируемом году изменений.

Расчет плановой суммы прибыли от реализации должен включать и расчеты по экономическому обоснованию плановой величины издержек обращения. Плановая величина валовой прибыли зависит от сальдо внереализационных доходов и расходов в планируемом году, которая оп­ределяется исходя из достигнутых их размеров в отчетном году по каждому виду доходов и расходов в отдельности и намечаемых в планируемом году изменений. При этом предприятие должно принимать действенные меры по сокращению таких внереализационных расходов, как расходы по операциям, расходы в виде сумм штрафов, пеней или иных санкции за нарушение договорных обязательств, сумм дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.  Во внереализационных расходах значительное место могут иметь суммы расходов по оплате процентов за пользование кредитами (займами) банка под товары текущего хранения. Затраты по оплате процентов за пользование займом планируются исходя из норматива товарных запасов, наличия собственных оборотных средств и ставок банка за предоставление кредита. Последовательность расчетов следующая:— определяется товарооборот по себестоимости за год, квартал или месяц: где Тс/с — товарооборот по себестоимости, руб.;

Тпок.ц - товарооборот по покупным ценам, руб.;

TP — сумма транспортных расходов, руб.;

рассчитывается однодневный товарооборот по себестоимости: где Ос/с— однодневный товарооборот по себестоимости, руб.; 

Д — количество дней в периоде (360, 90, 30);

— находится норматив товарных запасов в сумме по себестои­мости: где NT3 — норматив товарных запасов в сумме по себестоимо­сти, руб.;

NТЗдн, — норматив товарных запасов в днях;

— определяется размер кредита:

где РК — размер кредита, руб.;

ДК - долевое участие заемных средств в оплате товаров, %; — рассчитываются проценты, уплачиваемые торговым предпри­ятием за пользование займом:

где ПК — проценты за кредит на планируемый год, руб.; 

С — годовая ставка банка за пользование займом, %. 

С учетом изложенного плановая сумма чистой прибыли торго­вого предприятия будет равна:  где ЧПП — плановая сумма чистой прибыли, руб.; 

ВДртп — плановая сумма валового дохода от реализации това­ров, руб.;

ВДНТД. П — плановая сумма валового дохода от неторговой дея­тельности, руб.;

ИОП— плановая сумма издержек обращения, руб.;

ВДРП — плановое сальдо внереализационных доходов и расхо­дов, руб.;

П - плановая сумма налога па прибыль, руб.

Рассмотренный метод прямого счета позволяет получить достаточно точные результаты плановой суммы чистой прибыли, однако он имеет и недостатки: он недостаточно ориентирован на достижение целевых (нормативных) показателей уровня чистой прибыли; позволяет осуществляв только одновариантный расчет планируемых показателей. Достаточно простым методом планирования прибыли торговое предприятия является нормативный метод, но условием его приме нения является наличие на предприятии соответствующей нормативной базы. В качестве таких нормативов могут выступать норм прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на собственный капитал. Согласно данному методу планируемая сумма чистой прибыли торгового предприятия будет исчисляться по формуле:

  где ЧПП — плановая сумма чистой прибыли, руб.;

Тп — планируемый объем товарооборота, руб.; 

Рн - нормативный уровень рентабельности, % к обороту

или:  где ЧПП —плановая сумма чистой прибыли, руб.; 

СКП — средняя сумма собственного капитала, задействованная в деятельности предприятия в плановом периоде, руб.; 

Нчп — норма чистой прибыли на собственный капитал, %.

В качестве нормативного уровня рентабельности и нормы чис­той прибыли на собственный капитал могут быть использованы их фактические значения, достигнутые в отчетном периоде, с учетом; экспертной оценки достаточности для производственного и социального развития предприятия. В случае их недостаточности в каче­стве нормативов могут выступать: среднеотраслевой уровень рента­бельности, достигнутый в отчетном периоде, либо средняя норма, депозитного процента на денежном рынке, рассчитанная по норме чистой прибыли на собственный капитал.

Нормативный метод планового расчета суммы чистой прибыли, может быть использован в процессе ее определения для открываемых предприятий. Его недостатком является то, что он практически не увязан с другими показателями деятельности торгового предприятия, вследствие чего также не может быть использован для многовариантных расчетов. Другим примером использования нормативного метода плани­рования прибыли является обоснование для малых предприятий на планируемый период суммы вмененного дохода. Этот метод учиты­вает некоторые особенности функционирования предприятия; его торговую площадь, месторасположение и т.д.

 Метод целевого планирования прибыли позволяет обеспечить увяз­ку ее размеров с целями развития предприятия. Основой этого мето­да является предварительное определение минимально необходимой суммы прибыли, достаточной для уплаты налога на прибыль, по­гашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, удовлетворе­ния потребностей предприятия в средствах для выплаты дивиден­дов, осуществления социальных выплат работникам, а также для накопления средств, необходимых предприятию для производствен­ного развития. Расчет ведется по каждому элементу этих потребно­стей и охватывает как капитализируемую, так и потребляемую их части.

Основное значение в процессе планирования целевой суммы прибыли придается определению потребности в капитализируемой ее части, т.е. необходимого объема прибыли для реализации инвес­тиционных возможностей предприятия. Сумма капитализируемой прибыли рассчитывается в разрезе основных элементов.

Сумма прибыли, направляемая на погашение долгосрочных кре­дитов, определяется в размере предусмотренной на данный год суммы погашения и процентов, подлежащих уплате за пользование кредитом.

Сумма, прибыли, направляемая на прирост производственных основных фондов, определяется по формуле:

Где ПО.Ф - сумма прибыли предприятия, направляемая на при­рост собственных основных фондов, руб.;

ΔОФ- необходимая потребность в приросте производственных основных фондах, руб.;

АОп — потребность в приросте производственных основных фондах, удовлетворяемая за счет их аренды, руб.; 

ОФа — сумма амортизационных отчислений в планируемом году руб.

Прирост суммы оборотных средств торгового предприятия, покрываемый за счет прибыли, рассчитывается по формуле: 

где Псос — прибыль, направляемая на прирост норматива собственных оборотных средств, руб.;  ΔСОС — прирост норматива собственных оборотных средств в планируемом году, руб.; 

ΔУП — прирост норматива устойчивых пассивов в планируемом году, руб. 

Конкретная методика определения суммы выплат доходов соб­ственникам предприятия определяется в учредительных докумен­тах или решением собрания учредителей. При отсутствии на предприятии какой-либо дивидендной поли­тики сумма выплат доходов собственникам устанавливается исходя из объема собственного капитала предприятия и средней ставки депозитного процента, установившихся на рынке капитала (на уров­не ставки срочного вклада со сроком депозита в размере одного года). Как вариант расчетов может быть использован коэффициент дивидендных выплат (выплат доходов собственникам по отношению к сумме прибыли) отчетного года.

Выплаты доходов наемным работникам имеют целью создания у них устойчивой материальной заинтересованности в росте при­были предприятия. Их сумма рассчитывается по отдельным направ­лениям выплат (премии по результатам работы предприятия; поощ­рение за выполнение разовых заданий; дополнительные надбавки и доплаты; прочие выплаты). Основой разработки бюджета участия наемных работников в прибыли являются согласованные положения коллективного трудового договора и индивидуальных трудовых кон­трактов, предусматривающих различные формы материального стимулирования труда, по которым источником выплат является при­быль предприятия. Бюджеты внутренней социальной и внешней социальной (спон­сорство, благотворительность и др.) программ предприятия опре­деляются по каждому из предполагаемых в планируемом году на­правлений расходования прибыли на эти цели.

Таким образом, сумма чистой прибыли, которая необходима предприятию для реализации целей по развитию в планируемом году, составит:

где ЧПП — сумма чистой прибыли предприятия в планируемом году, руб.;

Пк - потребность предприятия в планируемом году в сумме ка­питализируемой прибыли, руб.; Пn — потребность предприятия в планируемом году в сумме при­были, направляемой на цели потребления, руб. 

Сумма валовой прибыли, необходимой предприятию для удов­летворения собственных потребностей и выполнения обязательств перед бюджетом по уплате налога на прибыль, может быть определена по формуле:

где ВПП — сумма валовой прибыли предприятия в планируемом году, руб.; 

ЧПП — сумма чистой прибыли предприятия в планируемом году; руб.;

Снп — установленная законодательством ставка налога на прибыль (выраженная десятичной дробью).