Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
Произвести автомобиль мирового класса недостаточно для создания сильного бренда. Восприятия потребителей субъективны, они не отражают реальность автоматически. Audi, например, обнаружила, что потратить $1 млрд на улучшение автомобиля недостаточно для привлечения покупателей, скептически относящихся к этой модели. Volksvagen Rabbit опоздал на один-два года, чтобы получить оценку качественного автомобиля. Восприятие его, как низкокачественного автомобиля, было вызвано тем, что на более раннем этапе существовали проблемы, связанные с его качеством.
Как убедить покупателей в том, что компания Saturn создала первоклассный автомобиль? Очевидные тактические действия, нередко применяемые изготовителями автомашин, сводятся к тому, чтобы сообщить аудитории о достоинствах автомобиля, используя при этом фразы типа «неустанное стремление к совершенству» или «как хорошо все отлажено под крышей кузова, так хорошо — и под крышкой капота». Сообщение обыгрывало бы специфические свойства автомобиля, включая безопасность, превосходный дизайн и отделку, экономию горючего, ускорение при разгоне, комфорт, распознавание дороги, гарантии, быстрое управление и т. д. При неоспоримых доказательствах внимание было бы сконцентрировано непосредственно на самом автомобиле. Конечно, компании Saturn для привлечения покупателей можно было бы {по мере необходимости) использовать многие из перечисленных атрибутов позиционирования.
Рациональный, ориентированный на характеристики товара подход, скорее всего, не сработал бы, в частности из-за того, что многие его уже использовали. В течение десятилетия девиз ford был таким: «Качество — самое важное в работе». Автомобиль Buick был «символом качества». Honda претендовала на то, чтобы ей был присвоен индекс/. D. Power. В течение почти пяти лет Ли Якокка (Lee Iacocca), бывший председатель совета директоров Chrysler Corporation, говорил, что модели Chrysler были такими же хорошими, как и японские. Реклама Saturn, использовавшая аналогичные лозунги, выглядела бы как и реклама десятка других автомобильных брендов, и поэтому осталась бы незамеченной. Кроме того, акцентирование внимания на свойствах товара при условии схожести рекламных заявлений о качестве привело бы к тому, что в центре внимания оказалась бы цена.
Было принято решение «продавать» скорее компанию (ее ценности и культурные традиции, ее работников и клиентов), нежели сам автомобиль. В пилотной рекламе работники компании Saturn представлялись людьми, наделенными индивидуальными чертами и эмоциональной заря-женностью на реализацию установок, связанных как с улучшением качества автомобиля, так и с работой в функциональных командах. Реклама на рис. 2-1, например, представляет рабочих, рассказывающих о том, что значил для них автомобиль в детстве. В другой рекламе сообщается о риске переезда на новое место и начале работы в новой компании; в третьей, показанной на рис. 2-2, изображены рабочие, испытывающие гордость при виде того, как сходит с конвейера первый автомобиль.
Реклама в прессе, рассказывающая историю об одном из технических специалистов, который работает в компании Saturn, начиналась с изображения фермерского домика в Спринг Хилл туманным утром и заголовка: «Я помню, как стоял здесь, на краю земли, не видя вокрут ни одного признака того, что здесь будет автомобилестроительный завод и думал: «Какого черта я здесь делаю?»» На втором году реклама сместила акцент на клиентов и их приобретенный опыт пользования автомобилем и встречи с дилерами Saturn. Это опять же отход от рекламы, нацеленной на товар. В 1995 г., когда компания Saturn поведала историю о смене дизайна автомобиля, она вновь взглянула на проблему глазами работников и всех тех, кто имел отношение к Saturn.
В первых рекламных сообщениях потенциальным покупателям автомобилей внушалась мысль, что работники компании Saturn не могли бы проектировать, создавать или продавать что-либо, кроме первоклассных автомобилей, хотя бы потому, что они не могут без этого жить. Доверие к этим рекламным объявлениям несомненно пробудило спрос на автомобили Saturn. Напротив, основной проблемой большинства ориентированных на товар рекламных объявлений является подрыв доверия, порожденный противоречащими друг другу, не претендующими на беспристрастность рекламными сообщениями. Суждение о том, что некоторые рекламные объявления неправдивы или преувеличивают достоинства товара, бросает тень на всю рекламу. Saturn выбрал совершенно отличный от других рекламный подход, что помогло ему пробиться к покупателю через плотную завесу рекламных объявлений об автомобилях.
Визуальный образ, создаваемый предприятием в Спринг Хилл, помог поддержать целостную концепцию нового типа американской компании. Поскольку новое предприятие располагалось в центре штата, не ассоциируемого с автомобилестроением, то оно имело возможность начать с нуля и «делать вещи правильно". Выражение «на краю земли», которое использовалось в первых печатных объявлениях Saturn, порождало ассоциации с глотком чистого воздуха. С работниками также связывались сильные ассоциации: «Подумайте о марке Pontiac, и в вашем сознании сразу возникает образ автомобиля; подумайте о Saturn, и вам, вероятно, представится кто-то из людей».
Необходимо отметить, что были приняты два важных решения относительно марочных названий. Во-первых, Saturn дистанцировался от General Motors. Проведенные исследования показали, что использование названия General Motors; привело бы к значительно более низкому уровню восприятия качества и доверия, в то время как название бренда, намекающего на свое японское происхождение {к примеру, Sony), напротив, было бы полезным. Кроме того, целостная концепция бренда Saturn требовала нетрадиционных подходов как в создании организации, так и в конструировании автомобиля. Осуществление деятельности под маркой General Motors разрушило бы целостность концепции.
Во-вторых, трудно было выбрать подходящие названия для моделей Saturn (подобно наименованиям моделей Honda Civic, Prelude, Accord). Акцент должен был быть смещен на то, что Saturn является названием как компании, так и продукции. Модель может стать полезным суббрендом, если она резко отличается по своим характеристикам от остальной части продукции под данным марочным названием {суббренды Mazda Miata или Ford Taurus). Однако изучение моделей может отвлечь наше внимание от основной темы исследования.
Создание системы взаимоотношений между брендом Saturn и клиентами
Большинство брендов, особенно автомобильных, при разработке ориентировано на такие отличительные характеристики автомобиля, как безопасность, экономичность, легкость в управлении и комфорт. Такие стратегии позиционирования часто легко скопировать или превзойти, и поэтому они слабы для формирования чувства лояльности к бренду. Сильные бренды, как правило, отходят от позиционирования отличительных свойств товара и строятся на идентичности, основанной на «личности» бренда и системе взаимоотношений «бренд-клиент». Например, важной частью идентичности бренда Saturn является ее обязательство относиться к клиенту по-дружески и с уважением.
Успешно реализованная марочная идентичность, основанная на «личности» бренда и системе взаимоотношений с клиентами, позволяет создать интенсивную, продолжительную во времени лояльность к бренду.
Наряду с ориентацией на качество и на функциональную деятельность компании как единой команды, методы работы Saturn с клиентами являются определяющим признаком корпоративной культуры и основополагающей предпосылкой многих ее характеристик. Стиль работы продавцов с клиентами определяется, например, концепцией взаимоотношений «бренд—клиент». Торговаться по поводу изменения цен и «играть в переговоры» — несовместимо с концепцией взаимоотношений между брендом Saturn и клиентами. Кажется невероятным, что лишь по истечении почти 50 лет после того, как стала использоваться маркетинговая концепция, обращение к клиенту с уважением и как к другу стало открытием в автомобильной промышленности. Но так было на самом деле.
Чтобы понять природу взаимоотношений бренда и клиента, полезно использовать сравнение бренда с человеком, который имеет собственную индивидуальность и персональные связи с клиентами. Например, бренд Volvo, если его наделить чертами человека, мог бы восприниматься как заслуживающий доверие и надежный (с европейским акцентом), но несколько тяжеловесный и лишенный чувства юмора тип. Отношение клиента к бренду могло бы быть охарактеризовано чувствами безопасности и комфорта. В полную противоположность этому, Mercedes мог бы восприниматься как человек элегантный, удачливый, возможно, немножко чванливый и надменный. Тогда отношение клиента к бренду могло бы основываться на стремлении клиента принадлежать к референтной группе обладателей Mercedes.
Saturn мог быть персонифицирован как молодой (в душе), искренний, честный, дружелюбный и приземленный, заботящийся о других (независимо от того, являются они клиентами, потенциальными или реальными пользователями) и относящийся к ним с уважением и по-дружески. Этот человек должен быть также компетентным и надежным, тем, кого вы уважаете и кому доверяете. Руководитель команды инженеров Saturn говорит о своей компании как о человеке, который «внимателен к другим и дружелюбен» и «не позволит себе унизить и затмить вас» [10].
Персонифицированный Saturn не должен иметь иностранного акцента и не должен говорить с вами снисходительно (как мог бы, к примеру, говорить персонифицированный Volksivagen, который думает, что вы не
понимаете концепции Fahrvergnugen). Концепция персонификации Saturn помогает придать отношению клиента к бренду больше глубины и рельефности.
Согласно мнению продавцов Saturn, другой аспект взаимоотношений между клиентами и маркой фирмы — это чувство гордости клиента за Saturn как за американский автомобиль, который «побил» японские фирмы, играя по их правилам, за служащих, за их самоотдачу и достижения в работе и за самих себя, покупающих отечественную автомашину. Это отличается от той ситуации, в которой оказываются покупатели новых автомобилей, испытывающие гордость в основном от характеристик товара. Покупка и пользование моделью Saturn связаны не столько с получением клиентом удовольствия от функциональных характеристик автомобиля, сколько с возможностью выразить собственные ценности и индивидуальность. Причины гордости — создание предприятия в Спринг Хилл (штат Теннесси) и стойкая приверженность американцев марке Saturn. По иронии судьбы Saturn никогда не перенимал у других слоганы, подобные тем, которые использовали Chevrolet («Биение сердца Америки») или OldsmobikAurora («Американская мечта»). Если бы у Saturn был подобный лозунг, чувство гордости за нее было бы не столь сильным, так как она имела бы меньше шансов быть замеченной и найти своих покупателей.
Saturn имеет много общего с другими сильными брендами (такими как Apple, Harley-Davidson и VW Beetle), которые установили интенсивные и тесные связи с клиентами. Каждый из них подчиняется более сильному конкуренту; имеет сильную группу пользователей, обладающую собственными отличительными признаками; у каждого из них есть покупатели, которые стимулируют других к приобретению данной продукции.
- Saturn — это сильный бренд?
- Воспринимаемое качество
- Осведомленность о бренде
- Ассоциации с брендом
- Миссия: товар мирового класса
- Отзыв неисправных автомобилей в 1993 г.
- Командный подход: «другой тип компании»
- Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
- Организация «домашнего слета» компанией Saturn
- Стратегия розничных продаж
- Розничные продавцы Saturn как создатели бренда
- Иной тип компании — иной тип автомобиля
- Создание капитала бренда
- Удержаться на плаву
- Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
- Привязка названия gm к бренду Saturn
- Оценивая историю создания бренда Saturn
- Вопросы для обсуждения