Вспомогательные средства рекламы и замена телевидения
Многие общенациональные рекламодатели не нуждаются в иных средствах рекламы, кроме телевидения. Компании Coca-Cola и Pepsi, например, отводят только 10 % своих рекламных бюджетов на другие средства рекламы. Эти затраты чаще всего идут на рекламу в местах продажа.
Проверить влияние рекламных объявлений в местах продажи (а точнее — в местах принятия решения) на сбыт достаточно просто, так как объявления легко размещаются и снимаются. Такой вид рекламы может быть мощным инструментом коммуникации. Представьте себе рекламу Coke в кафетерии: она может напомнить вам о потребности в категории, заставить узнать торговую марку, а также, при налнч(Ц предшествующего благоприятного отношения, вызвать немедленное намерение с вершить покупку.
Иногда национальные рекламодатели ищут вспомогательные средства рекламы* поддержки телевидения, так как некоторые из них могут быть очень эффектш для достижения одной из целей коммуникации. Предлагаем вашему вниманию < одну таблицу — выбора вспомогательных средств рекламы {табл. 15.6). Обратит внимание на то, что многочисленные средства ИМК могут использоваться для улучшения отношения к марке.
Таблица 5.6. Вспомогательные средства рекламы и ИМК для «усиления» отдельных коммуникативных эффектов общенациональной потребительской рекламы (основное средство рекламы — телевидение)
И наконец, вспомогательные средства рекламы используются для того, чтобы охватить тех представителей целевой аудитории, которых нельзя с достаточной частотой охватить при помощи основного средства — телевидения. Однако даже тех людей которые смотрят телевизор редко, но достаточно регулярно (например, одну любимую передачу или только вечерние новости), можно охватить с достаточной частотой, если применять метод «ударного» размещения объявлений, то есть несколько раз повторяя рекламный ролик в одной и той же передаче. Преимущества и недостатки «ударной» тактики рассматриваются в гл.17.
При медиа-планировании необходимо убедиться, что вспомогательные средства рекламы, отобранные по их способности «дополнительно» охватить целевую аудиторию, позволяют добиться требуемого коммуникативного эффекта. Как видно из табл. 15.2,15.3 и 15.4, большая часть средств рекламы и ИМК либо совсем не способны решать двойные коммуникативные задачи, либо имеют в этом смысле существенные ограничения. Существуют творческие способы обойти большинство из этих ограничений, но, как правило, они малоэффективны. Использовать их стоит только тогда, когда никаким другим средством рекламы или ИМК выбранную целевую аудиторию охватить нельзя, или если оно обладает какими-то другими неоспоримыми преимуществами. Эти альтернативные варианты рассматриваются ниже в качестве замены телевидения для охвата «недостижимых» представителей целевой аудитории.
радио. Радио обычно исключается из рассмотрения, если цель коммуникации — узнаваемость марки. Радио, конечно же, не может показать упаковку товара или логотип. Те товары, которые потребитель должен узнать в магазине, не могут эффективно рекламироваться на радио.
Творческий способ обойти это ограничение — описывать упаковку товара в радиорекламе. Так часто поступали в прошлом, до появления телевидения (например, так рекламировалась на радио зубная паста Pepsodent: «Ищите в магазинах желтый тюбик»). Однако словесные описания не могут быть достаточно точными, особенно учитывая сегодняшнее огромное разнообразие товаров на полках. Кроме того, пространные описания отнимают рекламное время, необходимое для информации о выгодах продукта.
Радио может использоваться ограниченно, если реализуется трансформационная стратегия. Из трех видов мотивации посредством радио труднее всего передать возможности марки в отношении сенсорного удовлетворения и социального одобрения (например, оно не может изобразить аппетитный вид продуктов питания или показать покупателей данного товара). Меньше проблем вызывает мотив интеллектуальной или профессиональной стимуляции (хотя и здесь могут возникнуть трудности, если требуется демонстрация товара).
Творческий способ обойти эти ограничения — подобрать такие слова и выражен! которые возбуждали бы воображение слушателей (см. гл. 10). Например, вкусовые ощущения могут быть вызваны звуками готовящейся еды, льющегося в стакан напитка и т. д. Образ пользователей товара можно передать при помощи голоса диктора. Одна ко сложно добиться одного и того же надежного эффекта у всех слушателей.
Другой способ преодолеть названные трудности состоит в том, чтобы попытать перенести образы телерекламы в радиорекламу. (Метод переноса образов обсуждается в гл, 10.) Помимо радио, для переноса образов могут использоваться и визуальные средства рекламы. В этом случае изображение повторяет основную сцену телевизионного рекламного ролика.
газеты. Недостатком газет является отсутствие такого элемента творческого содержания как цвет. И хотя цветные рекламные объявления в газетах стоят всего на 20-30 % дороже обычных черно-белых, качество цветопередачи, как мы уже говорили, может быть неудовлетворительным,
Ограничения по цвету представляют проблему, если стоит цель узнавания марки. (Позже мы будем говорить о том, что отсутствие цвета в розничной рекламе представляет меньшую проблему в тех случаях, когда марка предварительно была разрекламирована ее производителем. Способность узнавать черно-белый вариант цветной упаковки можно считать одной из форм переноса образов.) Кроме того, в трансформационных рекламных кампаниях цвет часто используется для позитивного «усиливающего» стимулирования.
Творческий способ обойти ограничение по использованию цвета в газетной рекламе— размещение объявлений на цветных газетных вкладках. Но поскольку многие
!Газеты выходят с цветными вкладками только по выходным, этот вариант малоэффективен, если требуется высокая частота повторов объявления, С другой сторо-ы, газеты, располагающие возможностью размещать высококачественную цветную рекламу ежедневно, имеют значительное преимущество над журналами. журналы. Основной недостаток журналов — неспособность обеспечить высокую частоту выхода рекламы, что необходимо для многих общенациональных рекламных кампаний. Конечно, с этой точки зрения еженедельные журналы обладают преимуществом над ежемесячными. Помимо частоты выхода журнала, имеет значение частота, с которой этот журнал читают. Кроме того, журналы обычно имеют относительно узкую аудиторию. Поэтому, чтобы с достаточной частотой охватить обширную целевую аудиторию, рекламодателю придется разместить рекламу в нескольких журналах.
Хороший способ преодолеть присущие журнальной рекламе ограничения — это «ударное» воздействие, о котором мы говорили выше применительно к телевидению. В случае с журналами эта тактика выглядит следующим образом: в одном и том же номере журнала размещают несколько отличающихся друг от друга рекламных объявлений одной марки. Основной недостаток «ударного» воздействия заключается том, что за большим количеством рекламных контактов следует длительная пауза, во время которой потребитель может подвергаться влиянию рекламы конкурирующих марок. Однако если конкуренты также ограничиваются рекламой в журналах, этот эффект будет сглажен.
Недостаточная частотность журнальной рекламы может стать существенным препятствием для новых торговых марок, перед которыми стоят универсальные цели коммуникации. На более поздних стадиях жизненного цикла марки, когда целевой аудиторией становятся непостоянные потребители и приверженцы торговых марок с устойчивыми коммуникативными эффектами (не требующими высокой частоты рекламы для их поддержания), журнальная реклама становится более привлекательным претендентом на роль вспомогательного или даже основного средства рекламы, если позволит достигать всех целей коммуникации дешевле телевидения.
наружная реклама. Одно из ограничений наружной рекламы в том, что она не обеспечивает необходимой частоты рекламных контактов. Тщательное изучение маршрутов передвижения представителей целевой аудитории поможет решить эту проблему, но на проведение такого исследования потребуются дополнительные средства. Заметим, что для регулярно «путешествующих» потребителей (пассажиры общественного транспорта или люди, которые часто ходят по магазинам), наружная реклама — хороший выбор, так как частота рекламных контактов этой группы потребителей с данным видом рекламы достаточно высока. Однако для остальной части потребителей это средство рекламы обеспечивает небольшое количество контактов
Другое ограничение проявляется при использовании стратегии с высоким уровнем вовлеченности, так как с помощью наружной рекламы сложно передать подробную информацию о многочисленных выгодах марки. Однако контакт to стационарными средствами наружной рекламы, например с плакатами в метро, может быть достаточно продолжительным, что позволяет передавать с их помощью сложные обращения Кроме того, не все решения на основе высокой вовлеченности требуют развернутой информации о выгодах марки. Если в кампании используется относительно краткое но емкое послание, наружная реклама может оказаться весьма эффективной.
прямая почтовая рассылка. Основной недостаток прямой почтовой рассылки низкая частотность. Большинство почтовых кампаний разрабатываются таким образом, чтобы потребитель совершил покупку после одного контакта с рекламным объявлением. Поэтому прямую почту редко используют для рекламы часто приобретаемых потребительских товаров, не прибегая при этом к иным средствам.
Однако можно рассылать по почте специальные предложения (призванные ускорить покупку) тогда, когда потребители осведомлены о марке из других источников и имеется подробный список адресов представителей целевой аудитории. Фирма Stouffer's, например, регулярно рассылает купоны своим постоянным покупателям.
реклама в местах продажи. Недостаток данного вида рекламы в том, что контакт с ней происходит слишком поздно, чтобы повлиять на припоминание марки. Потребитель должен вспомнить марку до прихода в магазин. Творческого способа обойти это ограничение не существует.
С другой стороны, реклама в местах продажи превосходно подходит на роль вспомогательного средства напоминания о марке в тех случаях, когда окончательное решение принимается непосредственно при совершении покупки. Удачный плакат в магазине является практически идеальным средством напоминания о марке, если он повторяет визуальные и вербальные элементы предшествующей рекламы, например телевизионной.
Еще одно ограничение — низкая эффективность данного типа рекламы для товаров с высоким уровнем вовлеченности. Нельзя рассчитывать на то, что потенциальный покупатель часто приобретаемых высокововлеченных потребительских товаров, пробующий новую марку, сможет осмыслить детальную информацию в последний момент.
Тем не менее, для потребительских товаров длительного пользования реклама в местах продажи может эффективно выполнять вспомогательную функцию, так как перед совершением такой покупки потребители обычно все тщательно взвешивают. В качестве примера можно привести сложные бытовые приборы. Часто потребители прибегают к информационным брошюрам или плакатам, чтобы больше узнать i незнакомых марках, известных лишь по рекламе в СМИ. Как бы то ни было, матери алы, размещаемые в торговых точках, должны быть простыми для понимания, т< как изучая их, покупатели обычно испытывают давление разнообразных факторе!
Последний недостаток рекламы в месте продажи состоит в том, что она не обести чивает высокую частоту контактов в промежутке между покупками, то есть в те1: ние цикла приобретения. Эту проблему можно решить при помощи рекламы в местах использования продукта или дополнительной упаковки, но только для часто используемых товаров.
Таким образом, реклама в местах продажи может очень эффективно играть вспомогательную роль для товаров, приобретение которых основано на узнавании марки, но не может использоваться в качестве единственного основного средства рекламы для общенациональных потребительских товаров.
Выводы. В качестве основного средства общенациональной рекламы потребительских товаров следует использовать телевидение, если только реклама не должна содержать большой объем информации. В этом случае на основную роль больше подходит кабельное ТВ или печатные средства рекламы. Выбор вспомогательных средств рекламы зависит от того, какую цель преследует рекламодатель. Чаще всего они должны способствовать — при низких затратах — решению одной конкретной коммуникативной задачи, и обычно эту функцию выполняют средства ИМК. Выбор вспомогательных средств рекламы достаточно широк, но многие из них «отсеиваются» как непригодные для достижения поставленных целей коммуникации. «Неподходящие* средства рекламы, которые могли бы полностью охватить целевую аудиторию, иногда можно использовать, если творчески преодолеть их недостатки, но такие решения обычно менее эффективны и требуют больших затрат.
РЕКЛАМА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Реклама в розничной торговле по существу является местной рекламой, так как каждая розничная торговая точка привлекает потребителей из определенного географического района (большая часть целевой аудитории живет или работает в радиусе нескольких миль от магазина). Далее, практически всем розничным торговцам приходится рекламировать два типа «торговых марок»:
1. Товаров, продаваемых в магазине (розничная товарная реклама).
2, Самого магазина (имиджевая реклама магазина).
Этим типам розничной рекламы соответствуют различные цели коммуникации.
Розничная товарная реклама
У многих местных розничных рекламодателей, таких как супермаркеты и универма-1, есть множество разнообразных товаров, которые они хотят представить своим потенциальным покупателям. Этих товаров слишком много, чтобы показывать их по телевидению — хотя нет сомнений, что местные рекламодатели воспользовались бы услугами телевидения (местного), если бы могли себе это позволить.
Выбор средств товарной рекламы зависит от того, будет ли это «повторная реклама» общенациональной марки или «оригинальная реклама» местной торговой марки.
повторная розничная реклама: газеты. Многие розничные продавцы — особенно супермаркеты — продают товары, которые уже рекламировались производителем. поэтому реклама таких товаров в розничной торговле является повторной. По сути, "о реклама «в месте Продажи», призванная вызвать намерение совершить покупку 'реклама говорит покупателю, что известная марка есть в продаже по привлекательной цене). Для этой цели лучше всего использовать газеты.
Покупатели уже осведомлены о марке и отношение к ней уже сформировано, поэтому объявление в газете должно только напомнить потребителю о марке. Использование газет в розничной рекламе, в отличие от рекламы общенациональной, ничем не ограничено. В частности, невозможность обеспечить полноцветную печать что обычно мешает добиваться узнавания марки или применять трансформационную стратегию — не является помехой для повторной розничной рекламы.
Выбор газет в качестве основного средства местной рекламы оправдан еще и потому, что обычно газеты предоставляют местным рекламодателям значительные скидки. Местные рекламодатели являются основным источником финансирования газет. Поэтому местные газеты крайне заинтересованы в сохранении привлекательных цен на размещение рекламы на своих площадях по сравнению с другими местными средствами рекламы, особенно местным ТВ и радио. Но только для розничной повторной рекламы следует автоматически выбирать газеты.
оригинальная розничная реклама: телевидение, воскресные приложения к газетам, каталоги, рекламные листки. Есть розничные продавцы, которые продают свои собственные продукты, а не марки общенациональных производителей. Эти продавцы являются оригинальными рекламодателями. В их число входят банки, универсальные магазины, торгующие преимущественно товарами под собственной маркой, а также разнообразные специализированные магазины.
Перед оригинальной рекламой на местном уровне стоят те же коммуникативные цели, что и перед общенациональной рекламой. Однако выбор средств оригинальной розничной рекламы зависит от трех дополнительных факторов: (1) предмета торговли (товара или услуги), (2) широты товарного ассортимента и (3) числа и географического рассеяния покупателей.
Телевидение— лучший выбор для оригинального рекламодателя, продающего товары и услуги ограниченного ассортимента, который характеризуется небольшим количеством основных наименований и привлекает большое количество покупателей в один магазин или сеть магазинов. Примером могут служить мебельные магазины, банки и местные сети ресторанов.
Воскресные приложения к газетам (цветные вкладыши или вкладки) лучше всего подходят для оригинальных розничных рекламодателей с широким товарным ассортиментом и большим количеством покупателей (например, для магазинов уцененных товаров и сетей магазинов бытовой техники).
Прямая почтовая рассылка подходит тем рекламодателям, которые торгуют широким ассортиментом товаров и покупатели которых географически рассеяны и достаточно многочисленны — чтобы сделать издание рассылочных материалов (от сравнительно дешевых цветных брошюр до дорогих многостраничных каталогов) оправданным.
В качестве примера таких рекламодателей можно привести наиболее «эксклюзивные» универмаги, магазины модной одежды и спортивные магазины. В последнее время альтернативным средством такой рекламы становятся интерактивное телевидение и компьютерная реклама (электронные каталоги). Однако прямая почтова рассылка остается лучшим инициирующим средством рекламы, так как она побуж дает потребителя к действию — например обратиться к электронному катало Также прямую почтовую рассылку следует использовать рекламодателям, торгующим одним видом товаров и имеющим географически разбросанную клиентуру В этом случае по почте рассылаются небольшие информационные брошюры.
Рекламные листовки (их разносят по почтовым ящикам или раздают на улице) 1учше всего подходят для оригинальной рекламы предприятий услуг, клиентура которых очень немногочисленна и локально ограничена. Такими рекламодателями шляются химчистки, сантехнические службы или службы по уходу за садом. Они не нуждаются в цветной рекламе и не могут себе позволить дорогие средства рекламы. Альтернативой листовкам являются небольшие объявления в местных газетах.
Небольшим торговым предприятиям, обслуживающим жителей близлежащего района, также следует использовать рекламные листовки. Хотя цветная реклама и обладает преимуществами, она слишком дорого стоит. К этим розничным продавцам Относятся бакалейные и скобяные лавки, а также независимые местные рестораны. I средства розничного стимулирования. Розничные торговцы скорее всего будут использовать средства ИМК, особенно внутреннюю рекламу и стимулирование в месте продажи. В данном случае это средства, предполагающие немедленную реакцию, либо средства напоминания о марке. Розничное стимулирование подробно рассмат-риваетсявгл. 13.
- Выбор средств рекламы на основе 11елер коммуникации
- Выбор средств рекламы на основе осведомленности о марке и отношения к ней
- Другие цели коммуникации
- Предпродажные средства имк
- Не вставл табл 15.3
- Средства имк в местах принятия решения
- Основные и вспомогательные средства рекламы
- Вспомогательные средства рекламы
- Табл хз
- Вспомогательные средства рекламы и замена телевидения
- Имиджевая реклама магазинов
- Промышленная реклама
- Небольшая целевая аудитория
- Средняя целевая аудитория
- Средние и крупные компании
- Любые компании
- Реклама, предполагающая непосредственную реакцию потребителя
- Вопросы для обсуждения