logo search
Учебник_1

Тема 2.4. Метод abc-анализа товарно-материальных запасов

Цель занятия – изучить методику ABC-анализа и проанализиро­вать его применение в практической деятельности предприятия.

Методика проведения АВС-анализа. Метод ABC-анализа осно­ван на принципе Вильфредо Парето: «За большинство возможных ре-25

зультатов отвечает относительно небольшое число причин». Принцип Парето применительно к логистике можно интерпретировать следую­щим образом:

Смысл ABC-анализа состоит в том, чтобы разделить товарную номенклатуру на три группы – А, В, С. Самая важная группа А со­гласно принципу Парето будет наименьшей по количеству наимено­ваний товаров. И наоборот, самая большая группа С будет состоять из наименее важных товаров. Соответственно, упрощается задача управ­ления запасами.

Важность товара определяется по какому-то определенному при­знаку или комбинации признаков. В качестве такого признака могут выступать себестоимость запасов, объем реализации товара в продаж­ных ценах, величина прибыли и т.д.

Среднестатистические группы А, В, С:

А – 10-20% номенклатуры, доля в результате – 50-80%;

В – примерно 30% номенклатуры, доля в результате – 10-15%;

С – 50-60% номенклатуры, доля в результате – 5-10%.

Алгоритм проведения АВС-анализа

  1. Выбор объекта анализа. Для целей управления запасами в каче­стве объекта выбирается товар. Кроме товара объектом анализа могут быть поставщики, клиенты и т.д.

  2. Выбор классификационного признака. Для целей управления запасами в качестве классификационного признака могут быть выбра­ны: частота сделок, себестоимость, доход и т.д.

  3. Ранжирование объектов анализа в порядке убывания значения классификационного признака. Например, в порядке убывания сделок за период или в порядке уменьшения проданного товара по себестои­мости.

  4. Разбиение по группам.