logo search
Курсовая п同学

3.1. Анализ макросреды

Таблица 3.1.1.

Сводные макроэкономические показатели России, 2007-2009гг.

Показатели

2007

2008

2009

Динамика ВВП (млрд.руб.)

33247,5

41428,6

39100,7

Динамика ВВП(в % к пред.году)

108,5

105,2

92,1

Таблица 3.1.2.

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности (в текущих ценах, в % к итогу):

2007

2008

2009

Валовая добавленная

стоимость в основных ценах

100

100

100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и

лесное хозяйство

4,2

4,2

4,5

рыболовство, рыбоводство

0,2

0,2

0,2

добыча полезных ископаемых

10,1

9,3

9,1

обрабатывающие

производства

17,6

17,4

14,9

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

3,0

2,9

3,2

строительство

5,7

6,3

5,5

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного пользования

20,3

20,8

19,8

гостиницы и рестораны

1,0

1,0

1,0

транспорт и связь

9,7

9,1

9,5

финансовая деятельность

4,4

4,4

5,0

операции с недвижимым

имуществом, аренда и

предоставление услуг

10,9

11,3

12,6

государственное управление и

обеспечение военной

безопасности, социальное

страхование

5,1

5,2

6,1

образование

2,7

2,7

3,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,9

3,4

3,8

предоставление прочих

коммунальных, социальных

и персональных услуг

1,8

1,7

1,7

Рис. 3.1.1 Индекс потребительской уверенности по возрастным группам населения.

Рис. 3.1.2 Индекс потребительских цен.

Рис. 3.1.3. Индексы промышленного производства.

Рис. 3.1.4 Динамика инвестиций в основной капитал.

Рис 3.1.5. Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2010 года.

Таблица 3.1.3.

Социальные показатели :

2007

2008

2009

Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду)

112,1

101,9

102,

Среднедушевой денежный доход

рублей в месяц

12603,0

14943,0

16885,0

% к пред. Периоду

123,6

120,1

112,6

Оплата труда наемных работников (включая скрытую)

млрд. руб

15527,0

19552,0

20229,0

% к ВВП

46,7

47,2

51,8

% к пред. периоду

129,5

125,9

103.5

Среднедушевой прожиточный минимум

рублей в месяц

3847,0

4593,0

5153,0

% к пред. периоду

112,4

119,4

112,2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня

млн. человек на конец периода

18,7

18,5

18,5

в % к общей численности населения

13,3

13,1

13,1

Уровень дифференциации доходов

Коэффициент Джини

0,4

0,4

0,4

Коэффициент фондов, в разах

16,8

16,8

16,7

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ)

млн. человек в среднем за период

4,6

4,8

6,3

в % к экономически активному населению

6,1

6,4

8,4

% к пред. периоду

86,7

104,4

131,7

Таблица 3.1.4.

Инфляция:

2007

2008

2009

Индекс потребительских цен (% к пред. периоду)

111,9

113,3

108,8

Индекс цен производителей промышленной продукции (% к пред. периоду)

125,1

93,0

113,9

Таблица 3.1.5.

Монетарные показатели:

Золотовалютные резервы

млрд. долл. США, на конец периода

478,8

427,1

439,0

% к пред. периоду

157,6

89,2

102,8

в месяцах импорта товаров и услуг

20,4

14,0

20,8

Денежная база (широкое определение)

млрд. руб., на конец периода

5513,3

5578,7

6467,3

% к пред. периоду

133,7

101,2

115,9

Денежная масса М2

млрд. руб., на конец периода

13272,1

13493,2

15697,7

% к ВВП

39,9

32,6

40,2

% к пред. периоду

147,5

101,7

116,3

Денежный мультипликатор

M2/денежная база

2,4

2,4

2,4

Таблица 3.1.6.

Валютный курс:

2007

2008

2009

Официальный курс

руб. за долл. США на конец периода

24,6

29,4

30,2

руб. за долл. США средний за период

25,6

24,8

31,7

Ситуация в начале 2009 года характеризовалась низкой ликвидностью в большинстве сегментов мировых финансовых рынков, предпочтением инвесторами наиболее надежных финансовых вложений и оттоком частного капитала из стран с развивающейся экономикой. В этот период финансово-экономические условия в России характеризовались высокими девальвационными ожиданиями, оттоком капитала, дефицитом ликвидности, высоким уровнем инфляции, глубоким спадом ВВП.

В указанных обстоятельствах Банком России была реализована плавная управляемая девальвация курса рубля, что позволило стабилизировать к марту 2009 года ситуацию на российском валютном рынке и существенно повысить результативность реализации государственных антикризисных мер.

Со второго квартала 2009 года экономическая ситуация в российской экономике стала улучшаться. В отличие от предыдущих лет, в 2009 году, несмотря на экономический кризис, Банку России удалось приблизиться к заявленным целевым количественным ориентирам денежно-кредитной политики, утвержденным "Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год".

В 2009 году Банк России продолжил реализацию курсовой политики в рамках режима управляемого плавающего валютного курса при отсутствии ограничений на движение капитала. В качестве операционного ориентира при проведении операций на внутреннем валютном рынке Банк России продолжал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины, включающей доллар США и евро.

В 2009 году совокупный объем операций Банка России на внутреннем валютном рынке существенно снизился по сравнению с 2008 годом. По итогам года объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты составил 17,2 млрд. долларов США, тогда как по итогам 2008 года была зафиксирована нетто-продажа иностранной валюты в объеме 69,2 млрд. долларов США. За 2009 год реальный эффективный курс рубля к иностранным валютам снизился на 3,9%, при этом ослабление рубля к доллару США в реальном выражении составило 0,4%, а к евро – 6,5%.

Как отмечает заместитель председателя комитета по финансовому рынку Государственной Думы Лиана Пепеляева, "оперативность и эффективность Банка России в реализации основных антикризисных мер в 2009 году заслуживают положительной оценки. Банку России в целом удалось обеспечить устойчивость рубля в 2009 году, несмотря на возросшую курсовую волатильность, являющуюся следствием создания Банком России условий для перехода к режиму инфляционного таргетирования и свободному плаванию курса рубля. Активные операции кредитных организаций в 2009 году характеризовались, прежде всего, стагнацией кредитования нефинансовых организаций и сокращением кредитования физических лиц, что было обусловлено ухудшением общеэкономической ситуации и финансового положения заемщиков. Суммарный объем кредитования этих категорий заемщиков за 2009 год снизился на 2,5% - до 16,1 трлн. рублей, при снижении их удельного веса в активах банковской системы с 59% до 54,8%. При этом, рентабельность активов кредитных организаций в 2009 году составила 0,7% по сравнению с 1,8% в 2008 году".

В 2009 году Правительство реализовало беспрецедентную Антикризисную программу. Расходы бюджета по сравнению с 2008-м, докризисным годом существенно возросли. Расходы бюджета возросли на 27,3 процента. И это притом, что доходы, наоборот, упали на 20,9 процента. Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит, использовали накопленные резервы. 50 процентов бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жильё. Словом, на те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это порядка 5 триллионов рублей. На 1 триллион больше, чем в 2008 году.

В развитие национальной экономики вложен 1 триллион 650 миллиардов рублей. При этом сотни миллиардов пошли на поддержку высокотехнологичных отраслей. Хотя ещё годом раньше на эти цели тратили в три раза меньше.

На обеспечение боеготовности армии и флота, на покупку вооружений и военной техники направлен 1 триллион 100 миллиардов рублей. И здесь рост на 150 миллиардов рублей по сравнению с 2008 годом.

Если говорить непосредственно об Антикризисной программе, то с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий её финансирование превысило 3 триллиона рублей. По текущему курсу – это более 100 миллиардов долларов.

Сейчас можно со всем основанием сказать – большинство принятых мер сработало. Было предотвращено разрушение реального сектора и финансовой системы. И главное – не допущено падения реальных доходов населения. Удалось сохранить все основные социальные программы, а также осуществить точечные меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей работы или значительным снижением доходов.

И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального за кризисный период уровня – 7 миллионов 100 тысяч человек, то год спустя, в марте 2010 года, её уровень оказался существенно ниже – 6 миллионов 400 тысяч человек

Это значит, что при всех сезонных колебаниях удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и создания новых рабочих мест.

В 2010 году на программы содействия занятости выделяется 40,5 миллиарда рублей. Причём в них появятся новые направления, такие как стажировки для выпускников школ, вузов и техникумов, содействие в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями, снижение напряжённости на рынке труда в моногородах. Также специальные меры поддержки занятости будут реализованы в Северо - Кавказском федеральном округе.