logo search
ETO_OTVETY_NA_GOSY-1

18.Планирование оборота в предприятиях розничной торговли. Особенности планирования оборота в предприятиях оптовой торговли, продукции и оборота в общественном питании.

1.Методика планирования розничного товарооборота с учетом потребности в прибыли. Суть данной методики состоит в достижении объема товарообо­рота, обеспечивающего размер прибыли, необходимой для осуществления самофинансирования (то есть прироста основных фондов и собственных средств в обороте). Эта методика осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется величина прибыли, остающейся в рас­поряжении организации для:

- финансирования прироста основных фондов;

- финансирования собственных оборотных средств;

- создания финансовых резервов;

- погашения кредитов;

- приобретения ценных бумаг;

- уплаты налогов и других отчислений из чистой прибыли;

- поощрения и социального развития коллектива;

- других целей.

На втором этапе рассчитанная сумма прибыли сопоставляется с воз­можностями ее получения при планируемом объеме деятельности, для че­го определяется необходимый размер валовых доходов и допустимый уро­вень расходов на реализацию товаров (на основе анализа за предыдущий период).

На третьем этапе рассчитываются все другие показатели хозяйст­венно-финансовой деятельности (объем и структура товарного обеспече­ния, финансовый план, потребность в кредитах, необходимая численность работников и др.).

Обоснованность плана розничного товарооборота проверяется с по­мощью определения критической точки продаж или порога рентабельно­сти. Она отражает размер товарооборота, при котором полученный доход покрывает постоянные расходы, и рассчитывается по следующим форму­лам:

Тк = Т х Рпост : (Рпост + Рпер),

где Тк - товарооборот в критической точке;

Т - расчетный плановый товарооборот;

Рпост - постоянные расходы на реализацию; Рпер - пере­менные расходы на реализацию.

2.Методика расчета товарооборота исходя из предполагаемых ре­сурсов. Данная методика основана на оптимизации планового объема роз­ничного товарооборота и определении его максимальной величины по от­дельным видам ограниченных ресурсов (площадь торгового зала, товарные запасы, трудовые и финансовые ресурсы, другие факторы). Для реализа­ции этой методики используются экономико-математические оптимизаци­онные модели, решение которых осуществляется с использованием ЭВМ.

Нормативный метод или метод технико-экономических расчетов. При планировании розничного товарооборота можно использовать норма­тивы товарооборота на 1 кв. м торговой площади или (при их отсутствии) показатели, достигнутые хорошо работающими торговыми объектами, имеющими сопоставимые условия деятельности. При этом следует учиты­вать особенности работы торговых объектов и корректировать нормативы на следующие коэффициенты:

- средней стоимости покупки;

- интенсивности покупательных потоков (этот коэффициент, в свою очередь, корректируется на показатель сменности работы магазина);

- завершенности покупок.

Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применении двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

Кэ = (Jt - 1) : (Тп. ф. - 1),

где Кэ - коэффициент эластичности; Jt - индекс изменения товаро­оборота; Jn. - индекс изменения покупательных фондов.

В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за ме­сяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов насе­ления в планируемом периоде.

3. Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торговой организации и зоны обслуживания, от размеров объектов, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они рас­положены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового объекта и в обратной - от ве­личины магазинов-конкурентов. Она постоянно изменяется - на нее влия­ют структура транспортных коммуникаций, административные и законо­дательные ограничения и т. д. На увеличение товарооборота влияет про­дажа взаимодополняемых товаров близко расположенными друг с другом магазинами. При планировании розничного товарооборота учитываются изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетите­лей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или сни­жение товарооборота.

4.Методика разработки плана по общему объему. Обоснование обще­го объема товарооборота начинают с определения ожидаемого товарообо­рота за текущий год и приведения его в сопоставимый вид с товарооборо­том предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и субъектам хозяйствования. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупа­тельных фондах населения или его учтенных денежных доходах. В совре­менных условиях эти показатели на планируемый период в большинстве районов и областей отсутствуют. Поэтому целесообразно при планирова­нии товарооборота использовать прогнозы социально-экономического раз­вития государства, разрабатываемые Министерством экономики, в кото­рых отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период. Кроме того, при планировании используются материалы анализа товарооборота организации за предшествующие годы, что позволяет выявить основные тенденции и закономерности развития товарооборота на перспективу.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент ох­вата розничным товарооборотом денежных доходов населения или поку­пательных фондов населения.

Объем продажи товаров субъектам хозяйствования планируют:

- исходя из анализа динамики за ряд лет;

- заявок обслуживаемых юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей;

- удельного веса реализации товаров юридическим лицам и индиви­дуальным предпринимателям в общем объеме продаж.

Распределение общего объема товарооборота среди торговых еди­ниц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:

- с учетом их удельного веса в общем товарообороте организации;

- исходя из торговой площади;

- на основе нормативов и проведения технико-экономических расче­тов;

- использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

- его тип и ассортиментный профиль;

- место расположения;

- особенности спроса обслуживаемого населения;

- анализ его деятельности за предшествующий период;

- товарооборот, приходящийся на 1 кв. м торговой площади;

- производительность труда и т. д.

Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение беспере­бойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колеба­ниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).

Планирование оптового товарооборота осуществляется теми же методами, что и розничного товарооборота. Особенностью является то, что вначале определяется т/о по структуре, а затем общий объем т/о. В первую очередь планируется оборот по реализации, затем планируется оборот по межреспубликанскому и межобластному отпуску. В последнем планируется внутрисистемный оборот по реализации. Оборот по реализации включает в себя продажу розничным предприятиям, промышленным предприятиям для переработки и производственного потребления, а также предприятиям соц. значения. Межреспубликанский и межобластной т/о планируется на основе сложившейся тенденции, а также заявок и заказов. Следующим этапом планирования является распределение т/о на складской и транзитный. Последний этап - определение суммы валового оптового т/о, т. е. определяется сумма оборота по реализации, межреспубликанский и внутрисистемный т/о. После определения общего объема т/о распределяется т/о по кварталам, месяцам, предприятиям на основе данных анализа.