Saturn — это сильный бренд?
Наиболее точным критерием успеха мероприятий по созданию бренда Saturn является показатель реализации продукции. Компания Saturn в 1991 г. продала 74 тыс. автомашин, в 1992 г. — 196 тыс., в 1993 г. — 229 тыс. и в 1994 г. — 286 тыс. что дало возможность по уровню продаж стать восьмой из двухсот наиболее продаваемых марок.
В классе автомобилей, который представляет Saturn, было продано больше лишь автомобилей Ford Escort. Кроме того, объемы продаж были бы значительно выше при отсутствии факторов, сдерживавших объемы производства. В указанный период компания Saturn часто испытывала нехватку продукции.
То, что компания Saturn продавала значительно больше машин в расчете на одного дилера, чем его конкуренты (у Saturn в 1994 г. было 335 дилеров, в то время как Honda имела около 800, Toyota — 1000, a Ford и Chevrolet— и того больше), может служить доказательством того, что Saturn стал ведущим брендом на региональных и местных рынках.
Другим важным показателем силы бренда Saturn является тот факт, что с прейскурантной ценой, сравнимой с ценами конкурентов, компания успешно миновала процедуры уторговывания (окончательного установления) цены, заключения ценовых сделок, установления ценовых скидок и возврата денег клиентам, что является невероятным достижением в наше время. Чтобы оценить это достижение, следует более подробно осветить данную проблему. В действительности все отрасли, начиная от самолетостроения и заканчивая выпуском компьютеров, пеленок, кормов для домашних животных, обслуживанием в отелях, включая даже сильные бренды с малым количеством конкурентов (например, Coke и Pepsi), не смогли избежать прессинга ценовых изменений, связанных с ценовым стимулированием и сделками. Автомобильная отрасль долго страдала от распространенного повсюду метода заключения ценовых сделок, обращавшего преимущественное внимание на цену как фактор уторговывания. В 1992 г., например, более 60% продаж Ford Taurus осуществлялось с ценовыми скидками при уплате наличными или сопровождалось большими скидками при розничной продаже автомобилей крупными партиями. За несколько лет до этого мало кто мог предполагать, что ведущая автомобильная марка страны способна отойти от этой ценовой практики, являясь при этом не европейской и даже не престижной маркой автомобилей, как Ixxus, BMW, Acura или Lincoln Cadillac, а малолитражным автомобилем компании General Motors.
Другим доказательством сильной позиции бренда Saturn в области цен и получения прибыли является отношение к ней дилеров. В двух проводимых исследованиях было отмечено, что марка Saturn была одной из двух наиболее ценных франшиз в отрасли, занимая вторую позицию после Lexus [5]. Такого одобрения бренда со стороны дилеров не последовало бы в случае, если бы прибыли Saturn не превысили средних по отрасли.
Как говорилось в первой главе книги «Управление капиталом бренда», существуют четыре важнейших аспекта марочного капитала: воспринимаемое качество, лояльность к бренду, осведомленность о бренде и ассоциации, связанные с брендом. В следующих разделах перечисленные аспекты капитала бренда будут рассмотрены применительно к Saturn.
- Saturn — это сильный бренд?
- Воспринимаемое качество
- Осведомленность о бренде
- Ассоциации с брендом
- Миссия: товар мирового класса
- Отзыв неисправных автомобилей в 1993 г.
- Командный подход: «другой тип компании»
- Создавать восприятие, продавая компанию, а не автомобиль
- Организация «домашнего слета» компанией Saturn
- Стратегия розничных продаж
- Розничные продавцы Saturn как создатели бренда
- Иной тип компании — иной тип автомобиля
- Создание капитала бренда
- Удержаться на плаву
- Взаимоотношения компаний Saturn и General Motors
- Привязка названия gm к бренду Saturn
- Оценивая историю создания бренда Saturn
- Вопросы для обсуждения