7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
Продажа товаров оптовыми предприятиями в рыночных условиях не может рассматриваться как главная функция опта. Эффективность оптовой торговли характеризуется также количеством и качеством услуг, оказываемых оптовыми предприятиями своим клиентам — покупателям и поставщикам товаров. Состав и виды оптовых торговых услуг могут быть самыми разнообразными, исходя из условий товародвижения и информационно-коммерческого обслуживания участников рыночных отношений.
При этом деятельность оптовых предприятий, помимо функции реализации товаров, включает широкий спектр услуг, оплачиваемых как поставщиками — производителями товаров, так и предприятиями розничной торговли. В этих условиях финансовое состояние оптовых предприятий будет зависеть не только от величины оптового и прочего оборота, но и от количества и качества услуг, предоставляемых ими поставщикам и покупателям товаров.
Для клиентов-покупателей оптовые предприятия должны оказывать следующие услуги:
● оценка потребностей и спроса;
● преобразование производственного ассортимента в торговый (подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка и т. п.);
● хранение товарных запасов;
● доставка товаров;
● кредитование закупки;
● концентрация товарной массы;
● информационное и консалтинговое обслуживание и др.
По отношению к клиентам-поставщикам услуги оптовой торговли должны состоять в следующем:
● централизация коммерческой деятельности;
● поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
● инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
● минимизация кредитного (коммерческого) риска;
● маркетинговое обслуживание.
Широкий спектр оптовых услуг позволит оптовым предприятиям в условиях рынка успешно функционировать в конкурентной рыночной среде, избежать убыточности и добиться эффективной работы.
Оптовые предприятия должны заинтересовать своих контрагентов, привлечь их оказанием различных оптовых услуг. В этой связи важное значение имеет развитие такой услуги опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных оптовых посредников показывает, что выбор канала товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии товаров. Финансирование розничных предприятий оптовые базы осуществляют путем реализации им товара с отсрочкой платежа. Условия предоставления кредитов разнообразны и зависят от объема торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемой продукции, экономической конъюнктуры.
Важным направлением развития функций оптовых посредников в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.
В перечень специализированных услуг входят консультации по использованию товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию. Именно в оптовой торговле, где уровень знаний специалистов достаточно высок, следует организовывать службы по послепродажному гарантийному обслуживанию и консультированию клиентов.
Одна из главных особенностей рыночной экономики в ее развитом виде состоит в том, что в основе формирования и циркуляции материальных потоков лежит не только движение капиталов, но и информация.
Именно опт, используя свое положение в качестве пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации (после обобщения и анализа) и передачу ее контрагентам.
Таким образом, расширение комплекса предоставляемых услуг — неотъемлемая часть совершенствования всей хозяйственной деятельности оптовых баз, в том числе взаимоотношений с промышленными предприятиями (поставщиками) и розничной торговлей.
Состав и виды оптовых услуг, как было показано выше, могут быть самыми различными, но по функциональному назначению можно выделить следующие основные комплексы услуг:
● технологические — по хранению, подсортировке, фасовке, упаковке, маркировке, транспортно-экспедиционные и др.;
● коммерческие — помощь в рекламировании товаров, комиссионные, посреднические, по поиску поставщиков товаров и оптовых покупателей и т. п.;
● организационно-консультативные — консультации по вопросам ассортимента и качества товаров, эксплуатации изделий, организации розничной продажи, изучения спроса, маркетинга и др.;
● информационные — сбор, накопление, обработка коммерческой информации и передача ее контрагентам;
● финансовые — по организации торгово-расчетных операций (кредитование сделки на льготных условиях, наличные и безналичные расчеты, авансовая оплата и т. п.).
Услуги, предоставляемые оптовой базой своим клиентам, как правило, должны быть платными и способствовать активизации оптовой деятельности. Конкретные размеры оплаты услуг следует устанавливать в заключаемых между оптовым предприятием и клиентами договорах. Они должны отражать расходы на эти услуги с учетом их трудоемкости и обеспечения нормальной рентабельности этих операций, а также экономически заинтересовывать оптовые базы в оказании услуг своим клиентам.
Таким образом, доходы оптового предприятия складываются из продажи товаров — торговых надбавок и платы за оптовые торговые услуги.
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Глава 1. Сущность, роль, содержание и задачи коммерческой работы
- 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
- 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
- 1.3. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле
- 1.4. Предмет, содержание и задачи курса “Коммерческая деятельность
- 1.5. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
- Глава 2. Психология и этика коммерческой деятельности
- 2.1. Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
- 2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
- 2.3. Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта
- 2.4. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол
- 2.5. Деловые письма в коммерческой работе
- 2.6. Коммерческий риск и способы его уменьшения
- Глава 3. Коммерческая информация и ее защита
- 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
- 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
- 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
- 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
- Глава 4. Организация хозяйственных связей в торговле
- 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
- 4.2. Общие положения договора купли-продажи
- 4.3. Договор розничной купли-продажи
- 4.4. Договор поставки товаров
- 4.5. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд
- 4.6. Договор контрактации
- 4.7. Заявки и заказы на товары
- 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
- Глава 5. Организация расчетов в коммерческой деятельности
- 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
- 5.2. Наличная форма расчетов
- 5.3. Безналичная форма расчетов
- 5.4. Порядок открытия счетов в банке
- 5.5. Расчеты в иностранной валюте
- 5.6. Факторинговые операции
- Раздел II. Организация коммерческой деятельности предприятий
- Глава 6. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 6.1. Сущность, роль и содержание закупочной работы
- 6.2. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков
- 6.3. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров
- 6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
- 6.5. Оптовые продовольственные рынки, их роль в закупках товаров
- 6.6. Мелкооптовые магазины-склады
- Глава 7. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров
- 7.1. Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров
- 7.2. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
- 7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
- 7.4. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров
- 7.5. Методы розничной продажи товаров
- 7.6. Организация оказания торговых услуг покупателям
- Глава 8. Организация биржевой торговли
- 8.1. Сущность, роль и развитие биржевой торговли
- 8.2. Порядок создания товарной биржи и ее структура
- 8.3. Виды биржевых сделок
- 8.4. Организация торговых операций на бирже
- Глава 9. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах)
- 9.1. Сущность и виды торгов
- 9.2. Сущность и организационные формы аукционов
- 9.3. Порядок проведения аукциона
- 9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)
- Глава 10. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах
- 10.1. Понятие об ассортименте, номенклатуре товаров, производственном и торговом ассортименте. Коммерческие требования к организации торговли ими
- 10.2. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях
- 10.3. Управление товарными запасами на торговых складах
- 10.4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазинах
- 10.5. Порядок формирования, регулирования и контроля ассортимента товаров и товарных запасов в магазине
- Глава 11. Организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров
- 11.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 11.2. Социально-психологические основы рекламы
- 11.3. Виды рекламных средств и условия их применения
- 11.4. Организация рекламы в магазине
- 11.5. Организация рекламы в оптовом предприятии
- 11.6. Новые направления развития рекламной деятельности за рубежом
- 11.7. Развитие и организация работы рекламно-информационных агентств
- 11.8. Эффективность рекламной деятельности
- Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
- 12.1. Основные понятия и определения
- 12.2. Организация экспортно-импортных операций
- 12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
- Глава 13. Организация таможенных операций
- 13.1. Понятие таможни и ее функции
- 13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
- 13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
- Глава 14. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России
- 14.1. Понятие и сущность лизинга
- 14.2. Предмет и субъект лизинга
- 14.3. Виды лизинга
- 14.4. Порядок заключения и исполнения договора лизинга
- 14.5. Экономическая эффективность лизинга
- Глава 15. Франчайзинг в рыночной экономике
- 15.1. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- 15.2. Виды франчайзинга
- 15.3. Экономические основы франчайзинга
- 15.4. Правовое регулирование франчайзинга в России
- Глава 16. Особенности коммерческой работы в сфере услуг и общественном питании
- 16.1. Понятие услуг, их отличие от товаров
- 16.2. Классификация услуг
- 16.3. Специфика коммерции услуг
- 16.4. Коммерческая деятельность в общественном питании
- Глава 17. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- 17.1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции
- 17.2. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий