14.5. Экономическая эффективность лизинга
Активное внедрение лизинга в мировой практике было предопределено рядом преимуществ лизинга перед простой ссудой. С позиций интересов лизингополучателя необходимо остановиться на следующих преимуществах:
1. Лизинг предполагает полную (100-процентную) оплату лизингодателем приобретения имущества. При этом лизинговые платежи лизингополучатель начинает осуществлять только после ввода в эксплуатацию имущества. В российской практике такие операции практически отсутствуют в силу ограниченности финансовых ресурсов, которыми располагают лизинговые компании, а также по причине неразвитости законодательных механизмов изъятия собственности в случае нарушения условий договора. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев лизинговые операции в России предусматривают обязательное внесение лизингополучателем денежного платежа (аванса или залога), размер которого колеблется от 5 до 25% стоимости имущества.
2. Договор лизинга позволит значительно более гибко подходить к расчету лизинговых платежей. Возможности применения различных форм лизинговых расчетов позволяют оптимизировать схему лизинговых платежей в части сроков и размеров, максимально приблизив ее к графику получения доходов лизингополучателем.
3. Лизинг способствует более быстрому обновлению основных фондов через возможность использования ускоренной амортизации.
4. Лизинг в сегодняшних российских реалиях является одним из немногих инструментов государственной политики поддержки российского товаропроизводителя. Государство предоставляет ряд налоговых льгот участникам лизинговой сделки.
В России наибольшее распространение получили оперативный и финансовый лизинг. Выгодность лизинга по сравнению с традиционными формами приобретения оборудования может быть выявлена только при рассмотрении экономической стороны лизинга (см. таблицу):
Сравнение финансового лизинга с оперативным
Лизинг по своему экономическому содержанию относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной форме, и выплатить вознаграждение.
Общая сумма возмещения инвестиционных затрат (издержек) и сумма вознаграждения представляют собой общую сумму лизингового договора, которая погашается лизингополучателем посредством лизинговых платежей. Вознаграждение лизингодателю, оставляющее часть суммы договора лизинга, включает в себя оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных на приобретение предмета лизинга и (или) на выполнение дополнительных услуг (при комплексном лизинге).
Сумма вознаграждения лизингодателя, т. е. разница между общей суммой договора и инвестиционными затратами (издержками) представляет собой доход лизингодателя по конкретному договору лизинга. Однако инвестиционные затраты (издержки) — далеко не все расходы, которые несет лизингодатель в процессе осуществления лизинговой деятельности, и, следовательно, доход лизингодателя еще не является его прибылью от осуществления уставной деятельности. Наряду с инвестиционными затратами (издержками), т. е. затратами по каждому конкретному договору, лизингодатель несет расходы, также относящиеся к предпринимательской деятельности, но непосредственно не связанные с осуществлением операций по конкретному договору лизинга и, следовательно, не входящие в сумму лизинговых платежей (например, заработная плата персонала, амортизация основных средств, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, и т. д.). Таким образом, прибылью лизингодателя является разница между его доходами и расходами на осуществление основной деятельности, не входящими в сумму лизинговых платежей.
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Глава 1. Сущность, роль, содержание и задачи коммерческой работы
- 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
- 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
- 1.3. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле
- 1.4. Предмет, содержание и задачи курса “Коммерческая деятельность
- 1.5. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
- Глава 2. Психология и этика коммерческой деятельности
- 2.1. Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
- 2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
- 2.3. Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта
- 2.4. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол
- 2.5. Деловые письма в коммерческой работе
- 2.6. Коммерческий риск и способы его уменьшения
- Глава 3. Коммерческая информация и ее защита
- 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
- 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
- 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
- 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
- Глава 4. Организация хозяйственных связей в торговле
- 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
- 4.2. Общие положения договора купли-продажи
- 4.3. Договор розничной купли-продажи
- 4.4. Договор поставки товаров
- 4.5. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд
- 4.6. Договор контрактации
- 4.7. Заявки и заказы на товары
- 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
- Глава 5. Организация расчетов в коммерческой деятельности
- 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
- 5.2. Наличная форма расчетов
- 5.3. Безналичная форма расчетов
- 5.4. Порядок открытия счетов в банке
- 5.5. Расчеты в иностранной валюте
- 5.6. Факторинговые операции
- Раздел II. Организация коммерческой деятельности предприятий
- Глава 6. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 6.1. Сущность, роль и содержание закупочной работы
- 6.2. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков
- 6.3. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров
- 6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
- 6.5. Оптовые продовольственные рынки, их роль в закупках товаров
- 6.6. Мелкооптовые магазины-склады
- Глава 7. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров
- 7.1. Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров
- 7.2. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
- 7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
- 7.4. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров
- 7.5. Методы розничной продажи товаров
- 7.6. Организация оказания торговых услуг покупателям
- Глава 8. Организация биржевой торговли
- 8.1. Сущность, роль и развитие биржевой торговли
- 8.2. Порядок создания товарной биржи и ее структура
- 8.3. Виды биржевых сделок
- 8.4. Организация торговых операций на бирже
- Глава 9. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах)
- 9.1. Сущность и виды торгов
- 9.2. Сущность и организационные формы аукционов
- 9.3. Порядок проведения аукциона
- 9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)
- Глава 10. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах
- 10.1. Понятие об ассортименте, номенклатуре товаров, производственном и торговом ассортименте. Коммерческие требования к организации торговли ими
- 10.2. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях
- 10.3. Управление товарными запасами на торговых складах
- 10.4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазинах
- 10.5. Порядок формирования, регулирования и контроля ассортимента товаров и товарных запасов в магазине
- Глава 11. Организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров
- 11.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 11.2. Социально-психологические основы рекламы
- 11.3. Виды рекламных средств и условия их применения
- 11.4. Организация рекламы в магазине
- 11.5. Организация рекламы в оптовом предприятии
- 11.6. Новые направления развития рекламной деятельности за рубежом
- 11.7. Развитие и организация работы рекламно-информационных агентств
- 11.8. Эффективность рекламной деятельности
- Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
- 12.1. Основные понятия и определения
- 12.2. Организация экспортно-импортных операций
- 12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
- Глава 13. Организация таможенных операций
- 13.1. Понятие таможни и ее функции
- 13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
- 13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
- Глава 14. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России
- 14.1. Понятие и сущность лизинга
- 14.2. Предмет и субъект лизинга
- 14.3. Виды лизинга
- 14.4. Порядок заключения и исполнения договора лизинга
- 14.5. Экономическая эффективность лизинга
- Глава 15. Франчайзинг в рыночной экономике
- 15.1. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- 15.2. Виды франчайзинга
- 15.3. Экономические основы франчайзинга
- 15.4. Правовое регулирование франчайзинга в России
- Глава 16. Особенности коммерческой работы в сфере услуг и общественном питании
- 16.1. Понятие услуг, их отличие от товаров
- 16.2. Классификация услуг
- 16.3. Специфика коммерции услуг
- 16.4. Коммерческая деятельность в общественном питании
- Глава 17. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- 17.1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции
- 17.2. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий