logo
Панкратов Ф

2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику

Коммерческая деятельность является основой торгового бизнеса, а коммерсант, следовательно, — ключевой фигурой в торговом процессе. Ценнейшее же профессиональное качество коммерсанта — умение заключать честные и взаимовыгодные сделки. Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта.

С точки зрения профессиональных требований коммерсант должен иметь достаточно глубокие и широкие специальные познания и навыки в вопросах:

● закупки и продажи товаров, включая внешнеэкономические операции;

● маркетинга;

● управления и права;

● бухгалтерского учета;

● финансирования и налогообложения.

Столетие назад торговый бизнес рассматривали как деятельность, не требующую глубокого изучения, исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в торговом бизнесе гораздо шире, чем в любой другой области. Коммерсанту нужно знать не меньше, чем врачу, адвокату или архитектору. Знания по торговому бизнесу буквально неисчерпаемы и охватывают целый ряд предметов. К этому надо добавить постоянные нововведения в производстве товаров, торговле, рекламе и управлении. Поэтому человек, наиболее способный к учению, восприятию информации и ее системному анализу, — это и есть коммерсант.

Нередко можно услышать такое суждение: дайте человеку небольшой магазин — и он сам научится торговать. Научится ли? Вряд ли. Однако независимо от того, чему вы хотите научиться, наилучший способ сделать это всегда один и тот же — изучение и практика. Одного из двух недостаточно. Коммерсант должен знать не только основы, но и конкретику технической, финансовой и маркетинговой политики.

С точки зрения личностных требований коммерсант должен обладать такими характеристиками, как:

● готовность рисковать и брать на себя ответственность за это. Но рисковать надо умело. Риск — не безрассудное лихачество, а строгий расчет. Умение рисковать связано со способностью предвидеть и просчитывать все возможные варианты;

● честность, надежность, верность данному слову — требования, без которых невозможен цивилизованный рынок;

● высокие духовные и физические качества. Надо хотеть и уметь переносить высокие физические нагрузки, работать по 16 часов в сутки и считать это совершенно нормальным;

Профессиональные требования должны включать:

● стремление не столько к обогащению, сколько служить своему делу;

● инициативность в поиске дополнительных задач, находчивость, смекалка;

● дружелюбное отношение к людям, обходительность;

● лидерство;

● ответственность;

● организаторские способности;

● решительность, быстрота и точность;

● упорство и целеустремленность.

Цивилизованный коммерсант:

● убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

● исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;

● верит в торговый бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к торговому бизнесу как к искусству;

● признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

● уважает себя как личность, а любую личность, как себя;

● уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

● доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

● ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

● стремится к нововведениям;

● является гуманистом.

Формируя себя как коммерсанта, необходимо быть вежливым, тактичным, деликатным, доброжелательным и полностью управлять своими эмоциями; следует сформировать имидж коммерсанта, гарантирующий успех.