13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
Таможенный контроль и оформление грузов производится органами таможенного контроля — таможнями и таможенными постами во взаимодействии с декларантами, перевозчиками, владельцами складов и другими лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств.
Деятельностью таможни руководит начальник таможни, имеющий несколько заместителей. Таможня, осуществляющая непрерывный, круглосуточный контроль, организует свою работу по сменному принципу, предполагающему распределение сотрудников по оперативным сменам. Участки работы между сотрудниками таможни, входящими в одну смену, распределяет начальник смены.
Таможенные посты занимаются преимущественно досмотром и оформлением грузов. Возглавляет работу таможенного поста начальник поста. Структуру таможенного поста составляют отделы, организованные по территориальному признаку. В штат отдела входят начальник отдела, главный инспектор, старшие инспекторы и инспекторы таможенной службы. Упразднение монополии внешней торговли и, как следствие, резкое увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности привели к значительным перегрузкам в досмотровой работе российских таможен. Для нормализации этой работы стал создаваться штат таможенных уполномоченных и досмотровых комиссий. В соответствии с практикой, сложившейся во многих зарубежных странах, на крупные предприятия, поддерживающие регулярные внешнеэкономические связи с иностранными партнерами, может быть направлен сотрудник таможенной службы (таможенный уполномоченный) для организации и осуществления таможенного контроля за продукцией предприятия, предназначенной для вывоза за границу или получаемой по импорту. Зона деятельности таможенного уполномоченного — территория, закрепленная за ним приказом по таможне. Таможенные уполномоченные назначаются и освобождаются от исполнения обязанностей приказом начальника таможни.
Администрацией предприятия по согласованию с таможенным уполномоченным могут создаваться досмотровые комиссии для содействия и помощи таможенному уполномоченному. Таможенный уполномоченный организует работу досмотровых комиссий зоны своей деятельности и несет ответственность за их работу.
Декларирование товаров
Товары подлежат декларированию таможенными органами при их перемещении через таможенную границу, изменение таможенного режима, а также в других случаях, предусмотренных статьями настоящего Кодекса.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом (лицо, которое декларирует товары любо от имени которого декларируются товары) либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
1) заявляемый таможенный режим;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере, лице, совершившим таможенные операции (ст. 16 ТК РФ), об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и(или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;
4) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость;
5) сведения об исчислении таможенных платежей и другие сведения.
Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
При декларировании товаров декларант обязан:
1) подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения;
2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;
3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Если срок подачи декларации недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если она оформлена с нарушением установленных правил и требований (ст. 132 ГК РФ). С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.
Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров. При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменений или дополнений кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.
Временное хранение товаров
Временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям временного хранения. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. На складе временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных запретов на ввоз.
Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях, специально приспособленных для хранения таких товаров.
При помещении товаров на склад временного хранения в таможенной орган представляются документы, содержащие сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами о стране отправителя и стране назначения товаров, о наименованиях товаров, об их количестве, о количестве грузовых мест, характере и способах упаковки и маркировки товаров и другие сведения о товарах. Срок временного хранения товаров составляет два месяца. По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган может продлить указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца. Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на склад временного хранения либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и(или) изменения наложенных средств идентификации. Товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения, подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа. Склады временного хранения являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. Склады временного хранения являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, требующих особых условий хранения.
Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Включение владельца склада временного хранения в Реестр владельцев складов временного хранения осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и(или) каждой территориально обособленной открытой площадке, которые используются в качестве склада временного хранения. На каждое такое помещение выдается свидельство о включении в Реестр владельца складов временного хранения.
Таможенное оформление
Таможенное оформление производится в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами РФ и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Порядок и технология производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
Таможенное оформление товаров начинается:
При ввозе товаров — в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.
При вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК, — устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно. Если настоящим Кодексом предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения устанавливается федеральным органом исполнительной власти.
Таможенное оформление производится на русском языке. Федеральный орган исполнительной власти вправе определить иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.
Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантийного, карантийно-фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории.
Формы и порядок проведения таможенного контроля
Формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
10) таможенная ревизия.
Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств. Получение пояснений должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, правомочно и оформляются в письменной форме. Таможенное наблюдение применяется путем визуального наблюдения уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств осуществляется путем внешнего визуального осмотра товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров для целей таможенного контроля и не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров.
В зоне таможенного контроля таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.
В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей. По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями (в отношении товаров и(или)) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющемся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится уполномоченными должностными лицами таможенного органа, включающий снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию России, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства РФ в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных полномочных лиц и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о должных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствующих при его проведении; причины проведения таможенного досмотра в отсутствии декларанта; результаты таможенного досмотра. Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти. Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и(или) транспортных средств.
Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу РФ и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением установленного Кодексом порядка.
Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Осмотр помещений и территорий производится при наличии информации об утрате товаров и(или) транспортных средств, их отчуждение либо о распоряжении или иным способом или об их использовании в нарушении требований и условий, установленным настоящим Кодексом. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, участвующих в таможенном процессе.
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Глава 1. Сущность, роль, содержание и задачи коммерческой работы
- 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
- 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
- 1.3. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле
- 1.4. Предмет, содержание и задачи курса “Коммерческая деятельность
- 1.5. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
- Глава 2. Психология и этика коммерческой деятельности
- 2.1. Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
- 2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
- 2.3. Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта
- 2.4. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол
- 2.5. Деловые письма в коммерческой работе
- 2.6. Коммерческий риск и способы его уменьшения
- Глава 3. Коммерческая информация и ее защита
- 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
- 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
- 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
- 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
- Глава 4. Организация хозяйственных связей в торговле
- 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
- 4.2. Общие положения договора купли-продажи
- 4.3. Договор розничной купли-продажи
- 4.4. Договор поставки товаров
- 4.5. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд
- 4.6. Договор контрактации
- 4.7. Заявки и заказы на товары
- 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
- Глава 5. Организация расчетов в коммерческой деятельности
- 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
- 5.2. Наличная форма расчетов
- 5.3. Безналичная форма расчетов
- 5.4. Порядок открытия счетов в банке
- 5.5. Расчеты в иностранной валюте
- 5.6. Факторинговые операции
- Раздел II. Организация коммерческой деятельности предприятий
- Глава 6. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 6.1. Сущность, роль и содержание закупочной работы
- 6.2. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков
- 6.3. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров
- 6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
- 6.5. Оптовые продовольственные рынки, их роль в закупках товаров
- 6.6. Мелкооптовые магазины-склады
- Глава 7. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров
- 7.1. Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров
- 7.2. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
- 7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
- 7.4. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров
- 7.5. Методы розничной продажи товаров
- 7.6. Организация оказания торговых услуг покупателям
- Глава 8. Организация биржевой торговли
- 8.1. Сущность, роль и развитие биржевой торговли
- 8.2. Порядок создания товарной биржи и ее структура
- 8.3. Виды биржевых сделок
- 8.4. Организация торговых операций на бирже
- Глава 9. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах)
- 9.1. Сущность и виды торгов
- 9.2. Сущность и организационные формы аукционов
- 9.3. Порядок проведения аукциона
- 9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)
- Глава 10. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах
- 10.1. Понятие об ассортименте, номенклатуре товаров, производственном и торговом ассортименте. Коммерческие требования к организации торговли ими
- 10.2. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях
- 10.3. Управление товарными запасами на торговых складах
- 10.4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазинах
- 10.5. Порядок формирования, регулирования и контроля ассортимента товаров и товарных запасов в магазине
- Глава 11. Организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров
- 11.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 11.2. Социально-психологические основы рекламы
- 11.3. Виды рекламных средств и условия их применения
- 11.4. Организация рекламы в магазине
- 11.5. Организация рекламы в оптовом предприятии
- 11.6. Новые направления развития рекламной деятельности за рубежом
- 11.7. Развитие и организация работы рекламно-информационных агентств
- 11.8. Эффективность рекламной деятельности
- Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
- 12.1. Основные понятия и определения
- 12.2. Организация экспортно-импортных операций
- 12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
- Глава 13. Организация таможенных операций
- 13.1. Понятие таможни и ее функции
- 13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
- 13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
- Глава 14. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России
- 14.1. Понятие и сущность лизинга
- 14.2. Предмет и субъект лизинга
- 14.3. Виды лизинга
- 14.4. Порядок заключения и исполнения договора лизинга
- 14.5. Экономическая эффективность лизинга
- Глава 15. Франчайзинг в рыночной экономике
- 15.1. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- 15.2. Виды франчайзинга
- 15.3. Экономические основы франчайзинга
- 15.4. Правовое регулирование франчайзинга в России
- Глава 16. Особенности коммерческой работы в сфере услуг и общественном питании
- 16.1. Понятие услуг, их отличие от товаров
- 16.2. Классификация услуг
- 16.3. Специфика коммерции услуг
- 16.4. Коммерческая деятельность в общественном питании
- Глава 17. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- 17.1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции
- 17.2. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий