16.2. Классификация услуг
К сфере услуг, или непроизводственной сфере, в бывшем СССР традиционно относили: жилищное и коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; здравоохранение и социальное обеспечение; физкультуру и спорт; образование; культуру и искусство; науку и научное обслуживание; кредитование; страхование и некоторые другие отрасли.
Классификация услуг — важнейшая проблема во всех странах мира. В мире наблюдается тенденция к выделению определенных классов услуг, которые отличаются друг от друга. Классы являются основой классификации видов услуг.
Например, выделяют следующие классы услуг:
1) осязаемые действия, направленные на тело человека. К этому классу услуг можно отнести здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе;
2) осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Сюда относят грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрану, поддержание чистоты и порядка, прачечные и химчистки, ветеринарные услуги;
3) неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Это образование, радио, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи;
4) неосязаемые действия с неосязаемыми активами — банки, юридические консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами.
Приведенные классы услуг не полностью охватывают всю сферу услуг. В нашей стране в литературе принято выделять в большой перечень сферу бытовых услуг. Под бытовыми услугами понимают удовлетворение индивидуальных потребностей, порождаемых семейно-бытовыми отношениями, ведением домашнего хозяйства.
По российской статистике в сферу бытовых, платных услуг относят следующие виды:
1) ремонт и индивидуальный пошив обуви;
2) ремонт и индивидуальный пошив одежды, вязка трикотажных изделий;
3) ремонт бытовых машин и приборов;
4) ремонт и обслуживание автотранспортных средств;
5) ремонт и изготовление мебели;
6) химчистка и крашение;
7) услуги прачечных;
8) ремонт и строительство жилья;
9) услуги фотографий;
10) услуги бань и душевых;
11) услуги парикмахерских;
12) услуги проката;
13) транспортно-экспедиторские услуги;
14) ритуальные услуги и др.
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Глава 1. Сущность, роль, содержание и задачи коммерческой работы
- 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
- 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
- 1.3. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле
- 1.4. Предмет, содержание и задачи курса “Коммерческая деятельность
- 1.5. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
- Глава 2. Психология и этика коммерческой деятельности
- 2.1. Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
- 2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
- 2.3. Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта
- 2.4. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол
- 2.5. Деловые письма в коммерческой работе
- 2.6. Коммерческий риск и способы его уменьшения
- Глава 3. Коммерческая информация и ее защита
- 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
- 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
- 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
- 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
- Глава 4. Организация хозяйственных связей в торговле
- 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
- 4.2. Общие положения договора купли-продажи
- 4.3. Договор розничной купли-продажи
- 4.4. Договор поставки товаров
- 4.5. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд
- 4.6. Договор контрактации
- 4.7. Заявки и заказы на товары
- 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
- Глава 5. Организация расчетов в коммерческой деятельности
- 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
- 5.2. Наличная форма расчетов
- 5.3. Безналичная форма расчетов
- 5.4. Порядок открытия счетов в банке
- 5.5. Расчеты в иностранной валюте
- 5.6. Факторинговые операции
- Раздел II. Организация коммерческой деятельности предприятий
- Глава 6. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 6.1. Сущность, роль и содержание закупочной работы
- 6.2. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков
- 6.3. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров
- 6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
- 6.5. Оптовые продовольственные рынки, их роль в закупках товаров
- 6.6. Мелкооптовые магазины-склады
- Глава 7. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров
- 7.1. Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров
- 7.2. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
- 7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
- 7.4. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров
- 7.5. Методы розничной продажи товаров
- 7.6. Организация оказания торговых услуг покупателям
- Глава 8. Организация биржевой торговли
- 8.1. Сущность, роль и развитие биржевой торговли
- 8.2. Порядок создания товарной биржи и ее структура
- 8.3. Виды биржевых сделок
- 8.4. Организация торговых операций на бирже
- Глава 9. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах)
- 9.1. Сущность и виды торгов
- 9.2. Сущность и организационные формы аукционов
- 9.3. Порядок проведения аукциона
- 9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)
- Глава 10. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах
- 10.1. Понятие об ассортименте, номенклатуре товаров, производственном и торговом ассортименте. Коммерческие требования к организации торговли ими
- 10.2. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях
- 10.3. Управление товарными запасами на торговых складах
- 10.4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазинах
- 10.5. Порядок формирования, регулирования и контроля ассортимента товаров и товарных запасов в магазине
- Глава 11. Организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров
- 11.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 11.2. Социально-психологические основы рекламы
- 11.3. Виды рекламных средств и условия их применения
- 11.4. Организация рекламы в магазине
- 11.5. Организация рекламы в оптовом предприятии
- 11.6. Новые направления развития рекламной деятельности за рубежом
- 11.7. Развитие и организация работы рекламно-информационных агентств
- 11.8. Эффективность рекламной деятельности
- Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
- 12.1. Основные понятия и определения
- 12.2. Организация экспортно-импортных операций
- 12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
- Глава 13. Организация таможенных операций
- 13.1. Понятие таможни и ее функции
- 13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
- 13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
- Глава 14. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России
- 14.1. Понятие и сущность лизинга
- 14.2. Предмет и субъект лизинга
- 14.3. Виды лизинга
- 14.4. Порядок заключения и исполнения договора лизинга
- 14.5. Экономическая эффективность лизинга
- Глава 15. Франчайзинг в рыночной экономике
- 15.1. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- 15.2. Виды франчайзинга
- 15.3. Экономические основы франчайзинга
- 15.4. Правовое регулирование франчайзинга в России
- Глава 16. Особенности коммерческой работы в сфере услуг и общественном питании
- 16.1. Понятие услуг, их отличие от товаров
- 16.2. Классификация услуг
- 16.3. Специфика коммерции услуг
- 16.4. Коммерческая деятельность в общественном питании
- Глава 17. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- 17.1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции
- 17.2. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий