6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
История возникновения и развития ярмарочной торговли
Прогрессивной формой оптовых закупок является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках.
Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках — одна из старейших форм оптовой торговли. Оптовые ярмарки проводились еще в дореволюционный период, когда широкой известностью пользовались Нижегородская, Киевская, Харьковская и другие ярмарки.
История торговли на Руси уходит своими корнями в глубь веков. Уже в IX в. торговля стала важной сферой хозяйственной деятельности русов. Рынок — торг, торжище, торговище — занимал центральное место в русском городе. Так, в древнем Киеве насчитывалось 40 церквей и 8 рынков. Продажа и оптовая закупка товаров на оптовых ярмарках с целью их перепродажи и получения дохода является традиционной и одной из старейших форм оптовой торговли. Торговые ярмарки становятся могущественным орудием сближения стран и народов и ведут к установлению новых торгово-хозяйственных связей, развитию внешнеэкономической деятельности.
Ярмарки — места периодических съездов торговцев и привоза товара, главным образом для оптового торга, были известны в Европе с X в. и именовались тогда ямархат (jamarchat). Неудобства сообщения между торговыми центрами, отсутствие безопасности для торгующих и передвижения товара издавна заставляли купцов везти товары в те места, которые больше охранялись и где пошлины и поборы были меньше. Таким образом возникли ярмарки в Испании — в Ичке и Сенегале; в Австрии — в Вене; в Польше — в Граце, Кракове, Познани; в Венгрии — в Пеште и Дебрецене; во Франции — в Лионе, Реймсе; в Великобритании — в Бристоле и Экзетере; в Германии — в Лейпциге, Кельне, Галле, Магдебурге, Франкфурте-на-Майне, Брауншвейге.
Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории. Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась — Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и другие товары. После пожара гостиного двора в 1816 г. практически все торговые строения были уничтожены. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на “стрелке” — слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.
Император Александр I, признавая огромное государственное значение ярмарок, решил отложить перестройку Зимнего дворца, а “ассигнованные на это полтора миллиарда рублей отпустить на ярмарку”. Развернулось грандиозное строительство: на территории 720 десятин вырос целый город. Генеральный план был разработан еще в 1804 г. архитектором А. Захаровым (автором здания Адмиралтейства). Этот план послужил основой для создания архитектурного ансамбля ярмарки А. А. Бетанкуром и О. Монферраном (архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге).
Строительство комплекса площадью 500 тыс. кв. м возглавил выдающийся инженер, председатель столичного Комитета строений генерал Августин Августинович Бетанкур (1758—1824). Он привлек к строительству плеяду талантливых инженеров и строителей, считая, что “слава государства требует даже, чтоб сооружение сие, единственное в Европе, приведено было в то совершенство, которого оно заслуживает”. Бетанкур оценивал ярмарку как “монумент, заслуживающий внимания всех просвещенных народов”. А один из ближайших его помощников отзывался о Нижегородской ярмарке как о “величайшем предприятии, которому в России подобного не было как по обширности, так и по краткости времени, к постройке употребленного”.
Всего за четыре года на “стрелке” Оки и Волги вырос ярмарочный город. Планировочно он делился на три части. Первая включала в себя Главный дом, сооруженный в стиле классицизма, и боковые административные корпуса: они образовывали центральную парадную площадь. Вторая часть — основная — 48 торговых корпусов были сгруппированы в 12 рядов. Посередине их разделял полукилометровый бульвар — “главная улица” ярмарки. Один ее конец заканчивался эффектным портиком Главного дома, другой — Спасским (Староярмарочным) собором. Его здание и четыре корпуса Китайских рядов образовывали Соборную площадь, и все вместе они составляли третью часть ярмарочного ансамбля.
Гидротехнические и инженерные сооружения были спроектированы по последнему слову техники того времени. С трех сторон гостиный двор окружал обводный канал: ширина его достигала 100 м, а длина — более полутора километров. Это уникальное гидротехническое сооружение, получившее имя Бетанкуровского канала, соединялось с Мещерским озером и 20-километровым Пырским каналом (для подачи дополнительного объема воды). Была выстроена система мостов, интереснейшим из которых был наплавной мост через Оку. Длина его превышала полкилометра, он был самым длинным мостом в России того времени. В целом гидротехническая система Нижегородской ярмарки соизмерима лишь с подобными сооружениями царских резиденций в Царском Селе и Петергофе.
С 1822 г. Нижегородская ярмарка начала работать. Она преобразовала Нижний в крупный торговый, промышленный и культурный центр. В XIX в. ярмарка приобрела значение “уставщицы всей российской торговли”. Здесь Запад встречался с Востоком. Ежегодные обороты ярмарки к концу века достигли почти полумиллиарда рублей. Ярмарка, крупнейшая в Европе, и внешне представляла собой европейский “город”: широкие улицы с электрическим освещением, восемь площадей, фонтаны и скверы, большое количество магазинов, маклерские конторы, девять банков, гостиницы, театры и рестораны... А по берегам обеих рек — бесконечные пристани с бесчисленными судами. Ярмарочное “население” доходило до 400 тыс. человек. Ярмарка чутко реагировала на изменения общероссийского и мирового рынка.
К началу XX в. ярмарочный торг в России постепенно приходил в упадок, однако этот процесс не затронул Нижегородскую ярмарку. Она несколько раз в течение века меняла приоритеты: здесь устанавливались мировые цены на главнейшую продукцию (хлеб, железо, другие товары). Громким званием “торговой столицы государства” и метким прозвищем “карман России” Нижний Новгород обязан именно ярмарке.
Второе место по товарообороту после Нижегородской занимала Ирбитская ярмарка. Город Ирбит (Пермская губерния) был важным местом мены Европейской России с Сибирью и Азией. Российские купцы скупали в Ирбите товар и большими партиями отправляли его на Нижегородскую ярмарку, откуда он расходился во все концы страны, а частично и за границу. Следует отметить, что торговля в Ирбите обеспечивала безопасность в случае набегов и волнений. Ирбитская ярмарка была утверждена царским указом и пользовалась предоставленными льготами, что способствовало ее развитию. С этой же целью таможне, находившейся в то время в Верхотурье, было разрешено пропускать товары, не взимая пошлины. На время проведения ярмарки с 1 февраля по 1 марта из Верхотурья приезжал воевода для сбора и наблюдения за правильностью торговли.
К середине XVII в. в условиях зарождения мануфактурного производства торговые связи, преодолевая границы областных рынков, приобретают всероссийский характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего наблюдается рост торговой активности купечества особенно в сфере межобластных связей.
Активное развитие отечественной торговли обусловило поворот российского правительства к политике “меркантилизма”, суть которой сводилась к следующему: “Много продавать и мало покупать”. Как известно, меркантилизм как первая школа рыночной политэкономии теоретически обосновал всемерное ограничение импорта с помощью протекционизма: поскольку источником богатства признавалось не производство, а сфера обращения, то, чтобы разбогатеть, надо было развивать торговлю.
Одним из первых законодательных актов, регулирующих торговую деятельность, было Уложение 1649 г., разрешавшее держать лавки только посадским людям, “белые” слободы ликвидировались, а крестьяне лишались права торговать.
25 октября 1653 г. был обнародован Торговый устав. Его главное значение заключалось в том, что он устанавливал единую торговую пошлину в размере 5% от цены продаваемого товара, повышал размер пошлины с иностранных купцов. Ярко выраженный протекционистский характер имел Новоторговый устав, принятый в 1665 г. Он резко ограничивал торговую деятельность иностранцев в России. Пошлины, уплачиваемые ими, достигали 22% цены товара, не считая расходов по транспортировке. Кроме того, иностранным купцам разрешалось вести только оптовую торговлю. Таким образом, торговые уставы носили протекционистский характер и ограждали русских людей от иностранной конкуренции, одновременно увеличивая размер поступлений в казну от сбора пошлин.
Реальные условия для активного развития коммерческой деятельности сложились в России уже в конце XVII — начале XVIII вв. Коммерцией занимались мелкие и средние купцы, самостоятельно организующие свое дело. В петровских реформах важное место отводилось внутренней торговле, рассматриваемой в качестве важнейшего источника государственных доходов. Введение государственной монополии на ряд товаров приводило к росту прибыли государства до 800%. что определялось экономическими нуждами государства для развития других сфер деятельности.
Большую роль в развитии российского купеческого предпринимательства сыграли акты Екатерины II, направленные на расширение гражданских прав торговцев. В частности, Екатерина II провозгласила абсолютную ценность частной собственности, конкуренции и свободы внешней торговли, купцы были освобождены от рекрутской повинности и уплаты подушной подати, замененной однопроцентным налогом с оборота. В 1885 г. в России действовало 126,9 тыс. крупных оптовых и оптово-розничных предприятий, 274 тыс. стационарных лавок и 153,3 тыс. палаток и ларьков. Кроме того, около 170,5 тыс. человек занимались развозом и разносом товаров. Занятых в торговле насчитывалось 1027 тыс. чел., т. е. на каждое торговое предприятие приходилось менее двух человек. В 1910 г. численность занятых в торговой сфере возросла вдвое и составила более 2 млн чел.
Мощным импульсом для активизации ярмарочной торговли стал рост золотодобывающей промышленности в Сибири, относящийся к 1851 г. На Нижегородскую ярмарку было привезено товара на 60 млн руб., на Ирбитскую — на 35 млн руб., на Крещенско-Харьковскую — на 12 млн руб. Оборот же других ярмарок был значительно ниже.
С началом Первой мировой войны в России ярмарочная деятельность сократилась, а во время Гражданской войны (1918—1920 гг.) ярмарки не проводились. В этот период в области товарно-денежных отношений были проведены следующие мероприятия:
● запрещена частная торговля;
● введена государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия;
● введена карточная система снабжения населения;
● введена “продразверстка” как продолжение хлебной монополии;
● организовано общественное питание под рабочим контролем.
Послеоктябрьский период в России характеризовался волюнтаристским навязыванием экономике антирыночных тенденций. Уже в начальный период советской власти предпринимались попытки государственного регулирования товарного обращения, борьбы с анархией рынка, создания социалистического сектора торговли, с тем чтобы упорядочить и улучшить снабжение населения продовольствием и предметами личного потребления. Осуществлялись меры по расширению государственной торговли. Постепенно внедрялось и усиливалось плановое начало в распределении товаров, устанавливались цены на товары первой необходимости.
С переходом к нэпу в 1921 г. оптовых ярмарок насчитывалось более 7 тыс. Новая экономическия политика означала свободу торговли, свободу частной предпринимательской инициативы при сохранении политического контроля со стороны государства в лице правящей партии. В этот период были разрешены частная торговля, проведение оптовых ярмарок, но они были поставлены в определенные рамки. Государство в первые годы нэпа проигрывало борьбу с частным торговым сектором на рынке, поэтому обязало частных торговцев хранить денежные средства в банке, платить по кредитам самые высокие проценты и не получать долгосрочные ссуды. Не удовлетворившись прогрессивным подоходным налогом, государство обложило частных торговцев дополнительным налогом на “сверхприбыль”. Первостепенное значение придавалось процессу замены неорганизованного, частного рынка организованной, обобществленной торговлей. По-прежнему был искусственно ограничен круг предметов, могущих быть предметом купли-продажи товаров, действовала монополия внешней торговли.
В период централизованной административной экономики оптовые ярмарки получили распространение в середине 60-х гг. В это время они имели положительное значение, так как позволяли покупателям более свободно закупать товары по представленным образцам, быстрее оформлять сделки договорами, чем в обычной практике тех лет, усиливать влияние на промышленность. Кроме того, в ту пору ярмарки были прогрессивным явлением, поскольку возрождали дух конкуренции между производителями одинаковых товаров. Однако в дальнейшем оптовые ярмарки стали приобретать все более административно-директивный характер — их организовывали государственные органы управления; порядок их проведения строго регламентировался; преобладала продажа и закупка товаров, распределяемых централизованно по твердым розничным ценам согласно плану прикрепления покупателей к поставщикам.
На первом этапе перехода к рыночным отношениям оптовые ярмарки в их административно-директивном виде утратили свое значение, поскольку не обеспечивали свободных рыночных отношений и коммерческой инициативы производителей товаров и потребителей. В этот период коммерческим целям в большей степени стали соответствовать новые торгово-посреднические структуры — постоянно действующие товарные биржи. Однако в дальнейшем оптовые ярмарки как эпизодически проводимые оптовые торги на свободной рыночной основе восстанавливают свое значение и роль их возрастает. Основная цель ярмарочных торгов — оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.
Значение и виды оптовых ярмарок
В рыночной экономике получили развитие ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального (местного) значения. В международных или общегосударственных оптовых ярмарках принимают участие международные компании (фирмы) — поставщики товаров из ближнего или дальнего зарубежья. Их организуют государственные органы управления, а также крупные коммерческие структуры.
На оптовых ярмарках регионального масштаба (местного масштаба), в отличие от постоянно действующих товарных бирж по торговле однородными стандартизируемыми товарами, совершаются сделки по купле-продаже товаров сложного ассортимента, выпускаемых местными производственными предприятиями. На таких оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров по свободным ценам на основе индивидуального подбора, сравнения и выбора из ассортимента продукции различных производителей.
Помимо территориального признака, оптовые ярмарки классифицируются также по товарному и отраслевому признакам.
Товарный признак означает вид (виды) товаров, реализуемых на ярмарке. По этому признаку ярмарки могут быть специализированными (например, ярмарки изделий легкой промышленности, парфюмерно-косметических товаров, бакалейных товаров, автомобилей и др.) и универсальными (реализуются различные виды товаров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства).
По отраслевому признаку ярмарки подразделяются на отраслевые (проводит одна отрасль производства товаров) и межотраслевые, охватывающие изделия различных отраслей производства (машиностроительной, легкой, пищевой и других отраслей).
В современных условиях для проведения ярмарок создаются специальные, постоянно действующие организационные структуры, например Всероссийское акционерное общество “Нижегородская ярмарка”, Внешторговое объединение АО “Экспортер”, ОАО “Рослегпром”, ОАО “Концерн“ Ростекстиль”, ЗАО “Экспоцентр”, АО “Сибирская ярмарка” и др.
Федеральные оптовые ярмарки проводятся в павильонах ВВЦ, Общероссийском выставочном центре на ул. Красная Пресня и т. д.
Организация работы оптовой ярмарки
Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам; периодичность проведения оптовых ярмарок; предварительное установление сроков и места продажи товаров; единовременное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров.
Основной метод организации оптовой реализации товаров на ярмарках — выставки-продажи товаров по представленным образцам. Образцы товаров доставляются на ярмарку предприятиями-поставщиками за свой счет. Руководство оптовой ярмаркой осуществляет постоянно действующий ярмарочный комитет, в состав которого включаются ответственные представители органов государственной власти и управления торговлей, промышленных предприятий — изготовителей товаров, коммерческих структур — покупателей и др. Решения ярмарочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для участников ярмарки.
Ярмарочный комитет выполняет следующие функции:
● определяет сроки и место проведения ярмарки;
● создает рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу (бюро) по учету договоров и другие органы, необходимые для выполнения стоящих перед ярмаркой задач), утверждает их руководителей и состав;
● определяет графики встреч поставщиков и покупателей;
● утверждает смету доходов и расходов ярмарки, размер средств на ее проведение и источники их получения;
● порядок, режим работы ярмарки;
● разрешает споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров, в том числе при согласовании, изменении и уточнении спецификаций к договорам, либо поручает разрешение таких споров арбитражу ярмарочного комитета и в этих случаях утверждает решения арбитража по истечении срока на обжалование и рассматривает жалобы на его решения;
● решает другие вопросы, связанные с организацией и проведением ярмарки.
Решения ярмарочного комитета оформляются протоколами, подписываемыми председателем ярмарочного комитета или его заместителем.
Дирекция ярмарки:
● осуществляет руководство группой (бюро) по учету договоров, ведет организаторскую, рекламную и коммерческую деятельность, связанную с подготовкой и проведением ярмарки (аренда помещений и торговых площадей, их оборудование и оформление, подготовка необходимой документации, размещение участников, реклама товаров, оснащение оргтехникой и АСУ, определение регламента работы и т. д.);
● обеспечивает прием и хранение представленных на ярмарку образцов и моделей товаров, оказывает техническое содействие участникам ярмарки в заключении договоров, ведет необходимую отчетность.
Группа (бюро) по учету договоров:
● ведет необходимую учетную документацию и регистрирует договоры, заключенные на ярмарке;
● анализирует ход заключения договоров и согласования спецификаций, готовит по поручению ярмарочного комитета или дирекции ярмарки соответствующие аналитические справки, записки, предложения.
Арбитраж ярмарочного комитета:
● обеспечивает правовое обслуживание ярмарки;
● консультирует участников ярмарки по правовым вопросам;
● рассматривает возникающие на ярмарке преддоговорные споры.
При организации ярмарочной (выставочной) торговли принято выделять три основных этапа ее проведения: предварительный, организационный и заключительный.
Предварительный этап включает принятие решения о проведении оптовой ярмарки или выставки-продажи. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые разрабатывают положение о проведении ярмарки и рассылают письма потенциальным участникам с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа также разрабатывает рекламные материалы об организации и проведении ярмарки — объявления в печати, пригласительные билеты, рекламные буклеты и т. д. Издается рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия в ярмарке, т е. стоимость участия с экспонатами и без них, цена аренды павильонов, стоимость размещения рекламных материалов и т. д.
За определенный срок до открытия участники ярмарки вносят регистрационный взнос и оформляют заявку на участие, в которой сообщают информацию о себе и своих реквизитах, требованиях по размещению экспозиций и др. Основным источником доходов от проведения ярмарки является плата за участие, аренду площади под экспозицию, транспорта, аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, проведение технических и информационно-коммерческих консультаций и оказание дополнительных услуг.
Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего характеристику поставщиков, их товаров, услуг и другую рекламную информацию. Данный этап включает также оперативную работу по размещению участников, организации их досуга, проведению аукционных торгов, презентаций и других мероприятий.
Заключительный этап предполагает подведение итогов ярмарки с выделением как положительных, так и отрицательных моментов в ее работе Обобщенные результаты анализа конъюнктуры торговли товарами ассортимента ярмарки, предложения по производству товаров и т. д. представляются заинтересованным организациям и органам управления торговлей для принятия мер к более полному удовлетворению потребительского спроса.
Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются:
1) оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам;
2) периодичность проведения оптовых ярмарок;
3) предварительное установление сроков и место продажи товаров;
4) единственное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров. Например, XIV Федеральная оптовая ярмарка товаров и оборудования легкой и текстильной промышленности (2000 г.) привлекла более 1000 производителей и поставщиков из всех регионов России, СНГ, Балтии, а также ряд зарубежных предприятий. В ней также участвовало около 40 тыс. специалистов промышленности, оптовых и розничных торговцев.
Основным методом организации оптовой реализации товаров на ярмарках является организация торговли в форме выставок-продаж товаров, представленных в образцах товаров. Поэтому часто в средствах массовой информации оптовые ярмарки именуют оптовыми выставками-продажами. Основная цель ярмарочных торгов — оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями.
Кроме основной деятельности по заключению сделок по купле-продажи товаров на относительно большой срок предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживание деловых контактов, упорядочение процесса оптовой торговли, анализ и подготовка конъюнктурной информации, организация рекламы.
Порядок заключения договоров на ярмарке
Заключение договоров на поставку товаров производится непосредственно на ярмарке. Кроме того, на ярмарке стороны могут уточнять условия ранее заключенных договоров и ассортимент подлежащих поставке товаров.
В долгосрочных договорах по прямым хозяйственным связям развернутый ассортимент товаров в спецификациях может быть согласован на неполный объем закупленных товаров, с тем чтобы в установленный в договоре срок дополнительно согласовать развернутый ассортимент на весь объем поставки, и прежде всего за счет новых, более технически совершенных товаров или модных и сезонных изделий.
Договоры на продажу (поставку) товаров на ярмарках заключаются по предоставленным предприятиями-изготовителями образцам и моделям товаров, а в отдельных случаях — по каталогам, проспектам, конфекционным картам и другим материалам, характеризующим товары.
Представители участников ярмарки должны иметь надлежаще оформленные полномочия (доверенности) для заключения договоров и согласования спецификаций.
Проект договора может быть представлен любой из сторон. Договор подписывается сторонами как минимум в трех экземплярах, один из которых вместе со спецификацией сдается в группу (бюро) по учету договоров для регистрации. Сторона, получившая проект договора или изменений к нему либо предложение о продлении срока действия договора, обязана возвратить другой стороне на ярмарке подписанный договор или при наличии ранее заключенного договора направить согласие об изменении либо продлении срока его действия, а в случаях возражений — с приложением протокола разногласий в трех экземплярах не позднее следующего дня после получения проекта договора или изменений к нему либо предложения о продлении срока его действия. Поставщик и покупатель обязаны совместно не позднее следующего дня после получения другой стороной протокола разногласий рассмотреть его.
При недостижении соглашения поставщик (покупатель) в тот же срок передает разногласия на разрешение ярмарочного комитета (арбитража). Если сторона, получившая протокол разногласий, в однодневный срок не передаст оставшиеся неурегулированными разногласия на разрешение ярмарочного комитета (арбитража), предложения другой стороны считаются принятыми.
Договорные споры ярмарочным комитетом (арбитражем) рассматриваются с участием уполномоченных представителей сторон не позднее следующего дня после получения заявления. Протокол заседания арбитража подписывается арбитрами, участвовавшими в рассмотрении спора. Выписки из протокола выдаются заинтересованным сторонам в день принятия решения. Решение арбитража ярмарочного комитета может быть пересмотрено по заявлению заинтересованной стороны, поданному не позднее следующего дня после получения выписки из протокола. Решение арбитража пересматривается ярмарочным комитетом не позднее трех дней со дня принятия решения.
Решение ярмарочного комитета по преддоговорным спорам и утвержденные ярмарками решения арбитража по таким спорам являются окончательными.
Такой порядок заключения договоров ускоряет и упрощает их заключение, устраняет длительный процесс заочной переписки и связанные с ним бюрократические проволочки.
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Раздел I Основы коммерческой деятельности
- Глава 1. Сущность, роль, содержание и задачи коммерческой работы
- 1.1. Понятие и сущность коммерческой работы
- 1.2. Развитие коммерческой деятельности в России
- 1.3. Характер и содержание процессов, выполняемых в торговле
- 1.4. Предмет, содержание и задачи курса “Коммерческая деятельность
- 1.5. Роль и задачи развития коммерческой работы на современном этапе
- Глава 2. Психология и этика коммерческой деятельности
- 2.1. Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете
- 2.2. Личностные и профессиональные требования к коммерческому работнику
- 2.3. Деловой этикет предпринимателя-коммерсанта
- 2.4. Организация и ведение деловых переговоров. Деловой протокол
- 2.5. Деловые письма в коммерческой работе
- 2.6. Коммерческий риск и способы его уменьшения
- Глава 3. Коммерческая информация и ее защита
- 3.1. Понятие коммерческой информации и источники ее получения
- 3.2. Коммерческая тайна и ее содержание
- 3.3. Обеспечение защиты коммерческой тайны
- 3.4. Роль товарных знаков в коммерческой работе
- Глава 4. Организация хозяйственных связей в торговле
- 4.1. Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей в торговле
- 4.2. Общие положения договора купли-продажи
- 4.3. Договор розничной купли-продажи
- 4.4. Договор поставки товаров
- 4.5. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд
- 4.6. Договор контрактации
- 4.7. Заявки и заказы на товары
- 4.8. Прямые договорные связи торговых предприятий с производителями товаров и их эффективность
- 4.9. Роль оптовых предприятий в организации хозяйственных связей и поставках товаров
- Глава 5. Организация расчетов в коммерческой деятельности
- 5.1. Сущность расчетов в коммерческой деятельности
- 5.2. Наличная форма расчетов
- 5.3. Безналичная форма расчетов
- 5.4. Порядок открытия счетов в банке
- 5.5. Расчеты в иностранной валюте
- 5.6. Факторинговые операции
- Раздел II. Организация коммерческой деятельности предприятий
- Глава 6. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров
- 6.1. Сущность, роль и содержание закупочной работы
- 6.2. Изучение и поиск коммерческих партнеров по закупке товаров. Классификация поставщиков
- 6.3. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров
- 6.4. Оптовые ярмарки (выставки-продажи) и их роль в закупке товаров
- 6.5. Оптовые продовольственные рынки, их роль в закупках товаров
- 6.6. Мелкооптовые магазины-склады
- Глава 7. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров
- 7.1. Сущность, роль и задачи коммерческой работы по продаже товаров
- 7.2. Организация коммерческой работы по оптовой продаже товаров
- 7.3. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам
- 7.4. Организация коммерческой работы по розничной продаже товаров
- 7.5. Методы розничной продажи товаров
- 7.6. Организация оказания торговых услуг покупателям
- Глава 8. Организация биржевой торговли
- 8.1. Сущность, роль и развитие биржевой торговли
- 8.2. Порядок создания товарной биржи и ее структура
- 8.3. Виды биржевых сделок
- 8.4. Организация торговых операций на бирже
- Глава 9. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах)
- 9.1. Сущность и виды торгов
- 9.2. Сущность и организационные формы аукционов
- 9.3. Порядок проведения аукциона
- 9.4. Организация проведения конкурсов (тендеров)
- Глава 10. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах
- 10.1. Понятие об ассортименте, номенклатуре товаров, производственном и торговом ассортименте. Коммерческие требования к организации торговли ими
- 10.2. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях
- 10.3. Управление товарными запасами на торговых складах
- 10.4. Основные факторы подбора и планирования ассортимента товаров в магазинах
- 10.5. Порядок формирования, регулирования и контроля ассортимента товаров и товарных запасов в магазине
- Глава 11. Организация рекламно-информационной деятельности по сбыту товаров
- 11.1. Понятие, сущность и задачи рекламы
- 11.2. Социально-психологические основы рекламы
- 11.3. Виды рекламных средств и условия их применения
- 11.4. Организация рекламы в магазине
- 11.5. Организация рекламы в оптовом предприятии
- 11.6. Новые направления развития рекламной деятельности за рубежом
- 11.7. Развитие и организация работы рекламно-информационных агентств
- 11.8. Эффективность рекламной деятельности
- Глава 12. Особенности коммерческой работы при совершении экспортно-импортных операций
- 12.1. Основные понятия и определения
- 12.2. Организация экспортно-импортных операций
- 12.3. Документы, используемые при совершении экспортно-импортных операций
- Глава 13. Организация таможенных операций
- 13.1. Понятие таможни и ее функции
- 13.2. Организация таможенного дела в Российской Федерации
- 13.3. Порядок таможенного оформления и контроля грузов
- Глава 14. Развитие лизинга (финансовой аренды) в России
- 14.1. Понятие и сущность лизинга
- 14.2. Предмет и субъект лизинга
- 14.3. Виды лизинга
- 14.4. Порядок заключения и исполнения договора лизинга
- 14.5. Экономическая эффективность лизинга
- Глава 15. Франчайзинг в рыночной экономике
- 15.1. Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- 15.2. Виды франчайзинга
- 15.3. Экономические основы франчайзинга
- 15.4. Правовое регулирование франчайзинга в России
- Глава 16. Особенности коммерческой работы в сфере услуг и общественном питании
- 16.1. Понятие услуг, их отличие от товаров
- 16.2. Классификация услуг
- 16.3. Специфика коммерции услуг
- 16.4. Коммерческая деятельность в общественном питании
- Глава 17. Организационные структуры аппарата управления торговых предприятий. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- 17.1. Организационные структуры торговых предприятий, их функции
- 17.2. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий