Введение
В сегодняшние дни все так же актуально остается тема формирование мотивации к учебе у школьников. Формирование мотивации к учебе в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Актуальность проблемы формирование мотивации к учебе у школьников обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста — успеваемость. Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести к регрессу мотивации, снижению ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения.
А. К. Маркова (2000г.) писала, что: «формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного Боепитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося» [16, c. 115].
Методологической основой работы послужили теории учебной деятельности П. Я. Гальперина (1972), так же теории Л.И. Божович (1995/1999), А. Маслоу (1943/2008) и т.д.
Объект исследования – мотивационная сфера школьника
Предмет исследования – изменения учебной мотивации младших и старших школьников в течение учебного года.
Цель: изучить изменения учебной мотивации школьников младшей и старшей школы в течение учебного года.
Задачи исследования:
1. Определить уровень развития учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.
2. Изучить различия по показателям учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.
3. Изучить различия во взаимосвязях показателей учебной мотивации у школьников младшей и старшей школы в начале и конце учебного года.
Гипотезы исследования:
1. Учебная мотивация школьников в конце учебного года будет выше по сравнению с началом учебного года.
2. Взаимосвязи показателей учебной мотивации у школьников в начале и в конце учебного года будут различны.
Участники исследования: В исследовании участвовало 60 человек, из них школьники с 2 по 4 классы, школы №17 города Березники, Пермского края. Возраста испытуемых от 8 до 11 лет. Мальчиков 24, девочек 36 человек.
Так же в исследовании участвовало 20 человек, школьники с 10 по 11 классы, школы №17 города Березники, Пермского края. Возраста испытуемых от 15 до 18 лет. Мальчиков 9, девочек 11 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследований позволяют уточнить специфику изменений учебной мотивации школьников младшего и старшего возраста в течение учебного года.
Практическая значимость исследования заключается в том, что после исследования для педагогов и родителей учеников были сформированы психолого-педагогические рекомендации для повышения уровня учебной мотивации.
- Глава 1. Формирование мотивации
- Глава 2. Метод исследования
- Глава 3. Результаты исследования 40
- Введение
- Глава 1. Формирование мотивации
- 1.1 Понятие мотивации
- 1.1.2 Психологические теории мотивации
- 1.2 Формирование мотивации учения: понятие и концепции
- 1.2.1 Формирование мотивации по а.К. Марковой
- 1.2.2 Формирование мотивации по Рубинштейну с.Л.
- 1.2.3 Леонтьев а.Н. О формирование мотивации
- 1.3 Формирование положительной мотивации учащихся к обучению
- 1.4 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
- 1.5 Возрастные особенности детей старшего школьного возраста
- Глава 2. Организация и метод исследования
- 2.1. Организация исследования для младших школьников
- 2.2. Организация исследования для старших школьников
- 2.3.Процедура
- 2.4 Участники исследования
- 2.5 Метод исследования м. Р. Гинзбурга
- 2.6 Метод исследования т. Элерса
- 2.7 Анализ данных
- 2.8. Методы математической обработки данных
- Глава 3. Результаты исследования
- 3.1. Описательная статистика младших школьников. Сравнение двух срезов (Фишера)
- 3.2. Описательная статистика старших школьников. Сравнение двух срезов (Фишера)
- 3.3 Коэффициент корреляции
- 3.3.1 Коэффициент корреляции младших школьников
- 3.3.2 Коэффициент корреляции «уровня мотивации» и «успеваемости»
- 3.3.3 Коэффициент корреляции старших школьников
- Заключение
- Психолого-педагогические предложения по повышению мотивации к обучению.
- Приложение 1. Результаты исследования младших школьников
- Приложение 2. Результаты исследования старших школьников