logo
Мотивация

1.1 Понятие мотивации

Мотивация - это объединение внешних и внутренних направляющих сил, которые толкают человека к определенным действиям. Это путь побуждения человека к практике для осуществления целей. Мотивация охватывает больше, чем мотив.

Мотив деятельности - устойчивое личностное качество, принадлежащее индивиду. Мотивация же - совокупность факторов, которые определяют линию поведения индивида, его мотивы, цели, потребности, намерения, прочее. Также это процесс, поддерживающий и движущий активность. (Маслоу 1945/2008г) [1,c. 62]

При этом мотив – это ценность, идейная или физическая, которую человек стремится достичь доступными ему способами. Нередко происходит подмена понятий в определении мотива, потребности и цели. Однако здесь есть существенные различия. Потребности – это подсознательные намерения устранить неудовлетворенность в чем-либо, а цель – это сознательная постановка готового результата.

Немов Р.С. писал, что – «термин «мотивация» имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении название «мотивации» определяет область психологических исследований, связанных с выявлением и изучением факторов, побуждающих, направляющих и поддерживающих (на определенном уровне его активности) поведения человека. Данная область исследований выделилась в психологической науке и стала относительно самостоятельной в начале 20 века. В более узком, в специальном значении под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотивация, кроме того, это процесс, управляющий поведением человека».[49,с. 469]

«Мотив – это любой внутренний, психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность». [49,с. 256]

«Немов Р.С. разделял мотивы на два вида:

Осознаваемые – это такие мотивы, которые человек на самом деле хорошо понимает (осознает), может их назвать и сказать о них другим людям.

Неосознаваемые – это такие мотивы, которые человек в данный момент времени вообще не осознает, но они тем не менее реально действуют и оказывают такое же влияние на его поведение, как и осознаваемые мотивы.

Мотивационная сфера состоит из: мотивационной системы личности. Включающей стимулирующие силы деятельности, то есть сами мотивы, интересы, потребности, цели, убеждения, установки, нормы, стереотипы, и другое. Мотивации достижения - нужды завоевания высокого уровня поведения и утолении других нужд; мотивация самоактуализации находится на высшей ступени иерархии мотивов, заключается в нужде индивида к реализации собственных возможностей». [49,с. 305]

Правильные планы, цели, высокоорганизованность ни к чему не приведут, если отсутствует мотивация. Она возмещает ущербы в других сферах, например, планировании. Нельзя возместить ничем мотивы деятельности, способности важны, но их, зачастую, недостаточно. Мотивация также определяет успех в практическом исполнении, которого нельзя добиться только с наличием знаний и способностей. Необходимо стремление к работе, к достижению результата. Количество усилий зависит от уровня активности и мотивации. Люди с высоким уровнем мотивированности выполняют больше работы и чаще других добиваются большего.

Сущность мотивации можно охарактеризовать сложным набором компонентов: видом потребности, формой, степенью актуализации, масштабом и содержанием производимой деятельности.

«Маслоу (1945/2008) выделяет 2 вида учебной мотивации:

1) Внешняя мотивация, которая мотивирует субъекта к определенной цели,  она стимулирует поведение человека. Например, для бизнеса отличным мотивом является прибыль, а для сотрудника – возможность получения собственного жилья.

Внешняя мотивация во многих случаях играет серьезную роль в жизни взрослого человека. Это мотивы: заработать денег, чтобы купить новое платье или автомобиль, поступить в престижный университет, чтобы получить желаемую должность. В жизни школьника такими мотивами могут быть: получать высокие оценки, чтобы, или наоборот — чтобы не отругали за низкие.

2) Внутренняя мотивация – это такой вариант, который не связан с внешними обстоятельствами. Например, человек, спасший чью-то жизнь, прежде всего, думал об этом человеке, нежели о награде. Это и есть внутренний мотив – спасти, проявить мужество». [1,c. 62]

Внутренняя мотивация, как следует из названия, это та, которая подталкивает человека как будто изнутри на выполнение тех или иных действий. Именно об этой мотивации можно сказать, что она не зависит от содержания какой либо деятельности. Появляется она тогда, когда человек настолько увлечен каким-то делом, что и в самом деле иногда забывает обо всем, выполняя работу.

- позитивная мотивация, здесь говорится о том, чтобы стимулировать людей для достижения необходимой цели. В этом случае и могут быть различные надбавки к зарплате, премии, награды и бонусы;

- негативная мотивация, которая, наоборот, направлена на то, чтобы человек почувствовал страх перед провалом или наказание за невыполненную работу. Этот вариант говорит о том, что субъект, побоявшись быть наказанным, будет стремиться избежать всех неприятностей, тем самым мотивируя себя добиться положительного результата. В этом случае, в качестве наказания могут выступать замечания от начальства, лишение премии, штрафов, стипендии, также разногласия в коллективе и отказ от принятия в группу;

- устойчивая мотивация – это такое побуждение, которое не нуждается в дополнительных стимулах;

- неустойчивая мотивация, которая нуждается в дополнительных стимулах. Таким образом, стимулировать человека можно совершенно по-разному, и не только в положительном плане. Чаще всего многим руководителям образовательных учреждений, предприятий и организаций удается добиться хорошего результата от своих учеников и сотрудников только благодаря методу негативного мотивирования. Сказав человеку о том, что он будет лишен стипендии или премии, значит сделать все то, чтобы этот человек не дал ни одного шанса сделать задуманное.

В современном мире нередко людям требуется мотивация. С помощью нее они совершают определенные действия. Она помогает добиваться поставленных целей. Термин образовался от такого понятия, как «мотив», который, в свою очередь, означается процесс стимулирования к определенным действиям для решения поставленных перед собой задач.

Говоря про то, что такое мотивация, следует отметить, что основной функцией в управлении считается формирование готовности у людей работать в меру всех своих возможностей. В связи с этим лидер должен разбудить интерес у работника к эффективной деятельности, к достижению определенных результатов.

Процесс мотивирования включает в себя несколько этапов. Это:

1) Появляется потребность.

2) Появляются стимулы, в которых немалую роль играют именно потребности.

3) В тот момент, когда потребности уже удовлетворены, на первый план выходит достижение целей.

Говоря о том, что такое мотивация, следует отметить, что только наличие эффективной системы стимулирования деятельности людей сможет привести к большому успеху и процветанию. Для того чтобы выстроить подобную мотивационную структуру, надо для начала узнать интересы сотрудников. После этого следует формировать дифференцированную систему вознаграждения. [1,c. 62]